Дело о велосипедных “колесах”

В рубрике Новость дня - 2020-12-15

Серик Ибраев

Запрещенные препараты, преследования полицией, крупные хищения и уголовные дела... Это не про итальянскую “Коза ностру” или японскую якудзу. Речь идет о велосипедном клубе “Астана”, который с момента его образования в 2007 году регулярно сотрясают громкие скандалы.
Один из последних скандалов связан с уголовным делом в отношении руководителя профессионального спортивного клуба “Астана” (куда входила велосипедная команда) Аманбека Кульчикова и директора непосредственно велосипедной Astana Pro Team Ляззат Шамшиевой.
Так что же не так с нашей командой?

Появление своей профессиональной велокоманды в 2007 году со звучным названием “Астана” казахстанские болельщики приняли на ура. Наконец-то сбылась мечта собрать сильнейших казахстанских гонщиков, которые уже сделали себе имя в Европе, под одним казахстанским брендом. Новый проект обещал новые перспективы в развитии велосипедного спорта Казахстана и новые победы.
И победы не заставили себя ждать. Помимо наших ребят в “Астану” пригласили лучших гонщиков мира. В определенный период за “Астану” выступали одновременно два легендарных гонщика середины двухтысячных Лэнс Армстронг и Альберто Контадор. “Астана” финишировала на верхних ступеньках пьедесталов почета самых престижных многодневок мира, таких как “Тур де Франс” и “Вуэльта”.
В тот момент, наверное, “Астана” вышла на пик популярности в Казахстане и Европе, где теперь узнавали Казахстан в том числе и благодаря велоклубу.
Впрочем, какими регулярными были победы, такими же регулярными были и скандалы с участием гонщиков “Астаны”. Допинг стал верным другом и товарищем астанчан. Дисквалификации следовали одна за другой. И вот уже “Астану” не допускают к участию в “Тур де Франс”. Любой другой клуб с такой репутацией уже давно бы почил в бозе. Но “Астана” выжила и продолжала выступать.
Наверное, выживаемость “Астаны” в тот период можно объяснить тем, что мировой велоспорт и без “Астаны” неразрывно был связан с допингом. То есть “Астане” пришлось играть не по своим правилам, а по тем, которые царили в то время в профессиональном велоспорте.
Один из наших профессиональных гонщиков в приватной беседе признался, что в пелотоне все прекрасно знают, кто из гонщиков принимает допинг.
- Те, кто всегда на первых позициях в генеральных зачетах супермногодневок, - уверенно говорил гонщик, который в тот момент выполнял роль грегори в своей команде.
Трудно поверить в то, что казахстанское руководство “Астаны” не ведало, за счет чего ее гонщики одерживали победы. Однако на это закрывали глаза.
Возможно, потому что слишком большие деньги стояли на кону. Велоклубы Европы имеют долгую историю, некоторым командам более ста лет. И, как правило, у каждой команды в Европе множество спонсоров, и это все частные компании.
“Астану” же создали искусственно, исключительно на государственные деньги. Большие деньги. В финансовом плане “Астану” тех времен можно сравнить с футбольным “Реалом”. В столичном клубе, который, кстати, несколько раз менял свою юридическую прописку и в конце концов оказался в составе президентского профессионального спортивного клуба “Астана”, не жалели денег на звезд, ковавших победы.
Это потом стало известно, что победы тех звезд обеспечивали различные европейские доктора с плохой репутацией, которые в своих подпольных лабораториях придумывали новые допинги.
В конце первого десятилетия 2000-х европейцы начали серьезную борьбу с допингом. Во многих странах Старого Света употребление допинга стало уголовно-наказуемым деянием. И надо сказать, что сегодня употребление допинга в велоспорте скорее исключение, чем правило. Никто не хочет рисковать своей репутацией и, самое главное, спонсорами, которые в один из самых скандальных периодов пачками уходили из велоспорта.
А что же “Астана”? Казахстанская велокоманда из лидера мирового Про Тура превратилась в его записного середняка. А что же казахстанский велоспорт? Вряд ли кто-то из рядовых болельщиков сегодня сможет назвать хотя бы одно имя большого казахстанского гонщика. Да и на чемпионатах мира казахстанские команды не блистают.
Пожалуй, в советское время велоспорт в Казахстане по инфраструктуре и количеству детских секций был лучше развит, чем сегодня.
А вот другие итоги деятельности “Астаны”. Если составлять список гонщиков казахстанской команды, уличенных в употреблении допинга, то только навскидку можно включить в него несколько десятков спортсменов.
А сколько средств было затрачено на команду? Возможно, хотя бы частично на этот вопрос даст ответ суд, в который недавно передали дело руководителей велокоманды “Астана” Аманбека Кульчикова и Ляззат Шамшиевой.
Вот что по этому поводу сообщает пресс-служба Агентства РК по противодействию коррупции: “Антикоррупционной службой завершено и направлено в суд уголовное дело в отношении трех руководителей профессионального спортивного клуба “Астана” и велокоманды Astana Pro Team по факту хищения 520 миллионов тенге, выделенных на развитие велоспорта. Еще один фигурант находится в международном розыске, расследование в отношении него продолжается”.
И еще. Как оказалось, коррупционные схемы в “Астане” были настолько примитивными, что руководители заключали договора на поставку велосипедов, которые по факту обеспечивались спонсорами бесплатно.
“К примеру, ежегодно спонсорами бесплатно предоставляется более 200 брендовых велосипедов, соответствующих мировым стандартам, для участия в профессиональных гонках. Вместе с тем при отсутствии необходимости в 2018 году заключен мнимый договор с казахстанским ТОО, занимающимся реализацией автошин на рынке в Алматы, о закупе таких же шести велосипедов и запасных частей к ним на 219 тысяч евро. При этом фактически даже эти дорогостоящие велосипеды так и не были поставлены, а денежные средства похищены, и такие факты не единичны”, - сообщил руководитель второго департамента Агентства РК по противодействию коррупции Сергей Перов на пресс-конференции.

Поделиться