Искусство продавать

В рубрике Культура - 2020-11-26

Эльвира Сыздыкова

Пушкинский музей искусств в Москве перенес в онлайн-режим выставку “Реклама как искусство. Британский постер конца XIX - начала XX века”. В коллекции - более 150 рекламных плакатов выдающихся английских художников, включая Обри Бердсли, Братьев Беггарстафф, Эдварда Макнайта Коффера, Тома Первиса, Эдварда Боудена, Остина Купера. Коммерческий массовый постер, поначалу гневно отвергаемый, со временем занял достойное место в сокровищнице британского искусства, превратив Лондон в столицу мирового дизайна. Экспозицию можно “посетить” из любой точки мира и совершенно бесплатно

Выставка “Реклама как искусство. Британский постер конца XIX - начала XX века” стартовала в Пушкинском музее в конце октября, а из-за угрозы массового заражения ушла в онлайн с 13 ноября.
Сообщают, что экспозиция стала очередным проектом в серии, посвященной итогам научно-исследовательской деятельности музея и его реставрационной работы по восстановлению хрупких документов эпохи - произведений ранней промышленной полиграфии. К ним относят рекламную иллюстрацию, политические плакаты и брошюры, коммерческую литографию.
В коллекцию “Рекламного постера” вошли ранние работы британцев, визуальная реклама 1930-х годов, театральные и литературные анонсы, плакаты ар-деко, созданные для лондонского транспорта. В отдельную, не совсем коммерческую категорию вынесены пропагандистские плакаты коммунистов и лейбористов, а также политическая карикатура консерваторов начала XX века. Также в залах можно обнаружить новаторские коммерческие проекты для нефтегазовых компаний Shell и British Petroleum.
Организаторы пишут: “Великобритания стала родиной одного из ярких явлений в мировой художественной культуре ХХ века - рекламного дизайна - и прошла путь от отрицания до “триумфального воцарения иллюстрированной рекламы среди высокомерных муз искусства”.
Вынесенный в название выставки период, конец XIX - начало XX века, характеризуется появлением и укреплением огромного количества школ британской художественной рекламы. И тем не менее эпоха зарождения коммерческого постера в Соединенном Королевстве ассоциируется с откровенным неприятием консервативной публикой первых вольных арт-экспериментов.

Вечерняя одежда от Остина Рида (Т. Первис, 1931)

Экспозицию открывают графические произведения пионеров британского плаката - Уильяма Николсона и Джеймса Прайда. Более известные как Братья Беггарстафф, они обращались к простейшим формам и линиям, трудились над театральными афишами. Следом за ними в этом же разделе Уолтер Крейн и Обри Бердсли. Первый, будучи талантливым коммерческим графиком, известен также своими сказочными иллюстрациями. Второй же, на 25 году скончавшийся от туберкулеза, работал художественным редактором литературного журнала “Желтая книга”, много писал сам, а к произведениям талантливых коллег создавал красочные плакаты.

Кот в сапогах (Ф. Аффлек, 1898)

Первые десятилетия XX века тепло встретили новую волну коммерческих графиков. Популярность рекламного постера распространилась даже на тех, кто ранее открыто выступал против художественного течения. Все чаще авторов стали привлекать к раскрутке промышленных объектов и транспорта. Для периода характерны плакаты, созданные для лондонского метрополитена и железной дороги Лондон - Северо-Восток. В 1930-м в столице Великобритании возникает Общество промышленных художников.
В отдельную категорию организаторы выносят политические карикатуры конца XIX века и политическую художественную сатиру начала XX века. Считается, что карикатурный рисунок членов Лондонского скетч-клуба - Дадли Харди, Джона Хэссола, Уильяма Тру - в том числе помог сблизить британцев с коммерческой графикой. Расцветом политического плаката стали 1930-е, на котором молодые, воодушевленные марксизмом художники фантазировали об идеальном будущем. В 1933 году в Лондоне организуют международный союз революционных художников Artist’s International.
Не менее значимой в рамках выставки стала секция, посвященная художественной рекламе нефтегазовых гигантов Shell и British Petroleum. Решившись на рекламные эксперименты, компании активно продвигали коммерческих графиков. Общественное доверие к ним росло, а молодые авторы Дункан Грант, Пол Нэш, Грэм Сазерленд, Тристрам Хилльер оказались на слуху, чтобы позже угодить в число культовых.

Жаль, я не отправил это городской ЖД (А. Морроу, 1900-е)

 Виртуальная панорамная прогулка по выставке “Реклама как искусство” открыта совершенно бесплатно до 31 января 2021 года на сайте new. newpaintart.ru/data/vtours/britposter/?lp= britposter_1&lang=ru. Подробнее узнать об экспозиции и ее партнерах, а также просмотреть галерею выставленных постеров можно на официальном сайте Пушкинского музея (pushkinmuseum. art).

Поделиться