САМОСУД ДЛЯ САМОКАТОВ

В рубрике Анонсированные материалы - 2020-11-20

Даулет Алтаев

В Мажилисе РК прорабатывают изменения в Закон “О дорожном движении”. Законопроект впервые предлагает новое понятие “средство персональной мобильности (малое электрическое транспортное средство)”. Согласно документу в эту категорию войдут электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и подобные им устройства на электрической тяге.
Для владельцев такой техники разработали свои правила и ограничения, о которых мы расскажем ниже. Но вот ответственности за их игнорирование в этом документе не предусмотрели. И еще - кто будет соблюдать правила, если юридически эти устройства ни за кем не закреплены?

Так называемое средство персональной мобильности согласно документу, который имеет полное название “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожного движения” (датирован ноябрем 2020 года), лишено главного атрибута персональности - юридической принадлежности конкретному человеку. По крайней мере, это дает основание полагать версия документа от 4 ноября, которая находится в открытом доступе здесь: http://www.parlam.kz/ru/mazhilis/itreceived. К тому же документ, предлагая введение обязательств по соблюдению правил поведения на дороге для определенного класса транспортных средств, не предусматривает ответственности за их несоблюдение. То есть не содержит раздела, где четко прописано, как именно и за что конкретно наказывать нарушителя правил дорожного движения упомянутого класса средств персональной мобильности. Сегодня действует статья 615 Административного кодекса, согласно которой водители, например, электросамокатов являются иными участниками дорожного движения. И оштрафовать их могут (если попадутся первый раз) всего на два МРП (1 МРП - 2778 тенге). И это штраф, что называется, на все случаи жизни - получается, что даже за нетрезвое вождение.
Отсутствие проработанного механизма контроля над соблюдением законности, которое мы видим в представленном документе, говорит о номинальности предлагаемых правок. Однако тема злободневная и требует приятия взвешенного, точного, детального документа, который бы регулировал весь кластер устройств на электрической тяге, разделяя их по массе, мощности и потенциальной опасности для водителя и общества. К сожалению, представленный документ такого проработанного плана не дает.

Между строк
Пойдем по порядку. Упомянутый документ предлагает изменения в Административный кодекс и Закон “О дорожном движении”. Что касается “административки”, то изменения в основном относятся к возможности лишь предупредить водителя, если вдруг он забыл документы дома. Все остальное касается норм Закона “О дорожном движении”. Кстати, там есть интересные моменты, и, пользуясь случаем, ввернем небольшой “оффтоп” - если документ примут в таком виде, то в Казахстане более невозможно будет зарегистрировать автобус, которому больше десяти лет. Речь идет о первичной регистрации. В пояснительной таблице указано: “Отсутствие ограничений по сроку эксплуатации автобусов приводит к существенному старению парка автобусов в стране и эксплуатации автобусов, не соответствующих современным требованиям пассивной и активной безопасности (отсутствуют ремни и подушки безопасности, заводские устройства по контролю за режимом труда и отдыха и устройства автоматического вызова экстренных служб при ДТП). Большая часть старых автобусов приходится на долю физических лиц, которые не в состоянии обеспечить их исправное техническое состояние и эксплуатируют эти автобусы на нерегулярных маршрутах”. Но это тема отдельного материала. Вернемся к тому, с чего начали.
Итак, документ подразумевает наличие такого понятия, как “средство персональной мобильности”. Это “малое электрическое транспортное средство - устройство, предназначенное для индивидуального передвижения, оборудованное электродвигателем и не подлежащее регистрации в уполномоченном органе (электросамокат, моноколесо, гироскутер, сигвей и иные аналогичные средства)”. Тем самым уже на этом этапе понятно - регистрировать устройства не нужно. По крайней мере, в профильных органах. Но как тогда и на каком основании пытаться привлекать к ответственности хозяина такого средства? Ведь им он не является - по крайней мере, документ иного не предлагает. Как трактовать иначе - если юридически это не твое устройство, значит, и нарушить правила, управляя им, ты попросту не мог. Значит, наказывать надо сам самокат - он нарушил!
Теперь касаемо того, что владелец такого транспортного средства, получается, не может нарушить. В статью 57 Закона “О дорожном движении” вводят пункт 4, где указано, что конкретно запрещается водителям средств персональной мобильности. Первое - двигаться по дороге, тротуарам, пешеходным переходам и дорожкам за исключением велосипедных дорожек и велосипедных полос движения. Также им запрещается перевозить пассажиров и груз, который выступает более чем на пятьдесят сантиметров по длине и ширине за габариты, или груз, который мешает управлению. И, наконец, запрещено буксировать мопеды и велосипеды, а также другие средства персональной мобильности. Есть, к слову, и еще одно ограничение - нельзя им выезжать на автомагистрали, если их скорость менее 40 километров в час.
Технически так - “прижать” владельца электросамоката можно только в случае поимки с поличным. А если человек попытается избежать ответственности? Представим, что тот же самокат является средством нанесения тяжкого вреда здоровью - не справился с управлением, столкнулся с пешеходом. Далее - сбежал. И вот в этом случае регистрация подобного транспортного средства позволила бы найти владельца и привлечь к ответственности. Каждое из подобных устройств обладает своим уникальным порядковым серийным номером, следовательно, регистрировать подобные устройства можно по примеру дронов - механизм у нас уже отработан. Конечно, найдутся люди, которые в регистрации подобных транспортных средств увидят барьеры в развитии движения легкого экологичного транспорта. Но ведь регистрация, учет помогут и в случае кражи такого устройства. Да, регистрация окажет дополнительную нагрузку на проверяющие органы. Но надеемся, что представители МВД поддержат предложение во имя сохранения законности.
И все же. Эта категория входит в обширный кластер электротранспорта. Мощность, а следовательно и скорость, того же электросамоката представленным документом не регламентируется и не классифицируется. К тому же само понятие “малое электрическое транспортное средство” не имеет четких границ. Вот как определить, к чему относится то самое “малое” - к физическому размеру или все же к мощности? Да и где проводить черту между “малым” и “крупным”? Кстати, в документе также не проработан вопрос сезонности использования такого персонального транспортного средства. А вот для автомобилей, например, как для участников дорожного движения, существует технический регламент, который требует использование зимней резины. Ведь нет же запрета использовать электросамокаты в зимние месяцы. И как быть в том случае, если оператор такого самоката нанес увечья пешеходу, встав за руль в состоянии алкогольного опьянения? Будет ли это считаться отягчающим обстоятельством, да и как его вообще наказывать? Сразу в изолятор? А насчет ОСГПО - если это устройство повышенной опасности и несет риски для окружающих, ведь по закону необходимо проработать момент с обязательным страхованием.
Общество столкнулось с реальной проблемой - мы получили тот класс устройств персональной мобильности, которые находятся над общепринятыми правилами. А “загнать” их туда практически невозможно. Это как криптовалюта - только в сфере мобильности. Однако закон в любом случае необходим. И его принятие, учитывая массу неопределенностей, будет сопровождаться жаркими дискуссиями, о которых мы еще услышим и расскажем.

Поделиться