Как происходит “однажды”

В рубрике Культура - 2020-11-19

Ольга Шишанова

Бурятский скульптор Даши Намдаков обещает выставить свои работы в столичном Национальном музее РК

Вернисаж этого мастера ожидался в этом ноябре. И поклонники творчества Даши не теряют надежды, что вскоре его работы все же окажутся доступны их вниманию. А все потому, что Даши Намдакова называют феноменом скульптурного искусства. Ему удается не только превратить древние национальные традиции в авангардное искусство, но еще и перевести их на язык, понятный каждому - от Китая до Америки. Его произведения сегодня можно увидеть в музеях и частных коллекциях по всему миру, а его скульптура “Чингисхан” установлена в лондонском Гайд-парке. Так далеко не заходил даже сам великий завоеватель.

Да, Даши - скульптор, художник, ювелир. И для него все эти ипостаси как живая материя, где все перетекает из одного в другое. Какое-то время его очень увлекала графика. А еще ему всегда легко давался рисунок. В детстве из подручных художественных материалов у него были только карандаш и бумага, но он много и увлеченно рисовал. Сегодня графика осталась в виде набросков к монументальным проектам. И, как говорит художник, это его очень спасает. Дело в том, что многие скульпторы работают сразу в объеме, что зачастую приводит к долгим поискам. Для него же проще сначала нарисовать свою идею в разных ракурсах, а потом в объеме дорабатывать нюансы. Благодаря этому экономится масса времени. Пользуется он и 3D-технологими, хотя они и не способны, по его мнению, заменить карандаш и живую пластику. “Ведь идея ложится через карандаш на бумагу. А потом уже при помощи различных компьютерных программ я ее дорабатываю и совершенствую”, - утверждает он. По мнению Даши, если бы автомобильные дизайнеры меньше моделировали на компьютере, а больше рисовали в карандаше, современные автомобили были бы более выразительными и не такими одинаковыми.
Рождение образа для самого художника - это всегда его поиск и эксперименты. Сейчас в современном искусстве есть тенденция - художник находит свою фишку и начинает тиражировать ее, чтобы быть узнаваемым. И это работает. Но Даши повезло - у него нет этой фишки, зато его выставки ездят по миру, объекты продаются. Он может позволить себе быть некоммерческим, поэтому постоянно экспериментирует. Но это происходит не потому, что он специально хочет что-то поменять, а потому, что меняется сам.
К слову, Даши Намдаков живет и работает в Восточной Сибири недалеко от природного чуда - прекрасного озера Байкал. “Я рос в этой атмосфере с самого раннего детства и поэтому ко времени взросления уже умел многое делать своими руками. Но так сложились обстоятельства, что в 15 лет я неожиданно сильно заболел, и в течение долгих семи лет все хождения по врачам не приносили никакого результата. В конце концов, родители оказались у шаманки, которая объяснила причину болезней и недомоганий тем, что люди забыли свои корни, перестали вспоминать своих предков, помнить их имена. Шаманка провела свой обряд. Невероятно, но боль отступила сразу. А уже через неделю я находился в другом городе и искал работу. Та шаманка предрекла мне успех, потому что у меня, оказывается, есть способность видеть красоту окружающих вещей и воплощать ее в своих работах”, - поделился мастер.
Даши начинает работать в мастерской бурятского скульптора Васильева в Улан-Удэ, где оттачивает свои навыки работы с разными материалами. Затем в 1988 году поступает в Красноярский художественный институт. Его наставниками становятся известные художники - Головницкий, Ишханов, Боярлин, Пахомов.

После окончания института в 1992 году Даши возвращается в Улан-Удэ, где продолжает работать дальше. В 2000 году после первой персональной выставки в Иркутске стало понятно, что в мире искусства появилось новое имя - Даши Намдаков. Выставка произвела фурор, последовали новые вернисажи в городах России, успешные показы за рубежом.
“Образы зачастую посещают меня ночами, - говорит Даши, - когда сознание находится в пограничном состоянии между реальным миром и миром, населенным иллюзиями и духами”. Эти видения Даши скрупулезно заносит на бумагу, чтобы не забыть, а потом мастерски переносит увиденное в другой материал - бронзу, серебро.

Искусствоведы утверждают, что скульптуры Даши родом из далеких миров. Оттуда, где нет границы между человеком и Вселенной, там все - частицы мироздания, занимающие уготованную каждому нишу в бесконечном потоке вселенских превращений. Именно так Восток воспринимает этот мир, находя красоту в его целостности и хрупкой гармонии, боясь неловким движением разрушить установленный Всевышним порядок.
Отсюда в работах Даши появляются шаманы, которые до сих пор играют важную роль в жизни современных бурят. Увиденная Даши мудрость вещей пронзает все его работы. Его воины, усталые от войны, не кажутся бесчеловечными варварами, а исполнены мудрости и величия. Женщины у Даши соблазнительны и чувственны, но при этом стыдливо отворачиваются от художника. Если внимательно присмотреться к его скульптуре отдыхающей лани, разве можно не увидеть в ней спящую девушку?

Нур-Султан

Поделиться