Право на обслуживание

В рубрике Новость дня - 2020-11-19

Даулет Алтаев

Цифровизация сектора государственных услуг выходит на совершенно новый уровень: по словам Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдата Мусина, в спецЦОНах останутся только услуги по выдаче водительских удостоверений, так как эта процедура требует сдачи экзамена. То есть присутствия сдающего и проверяющего.
Все остальные операции, связанные с регистрацией транспорта, переходят в режим онлайн. По замыслу чиновников, многое упрощается до невиданных показателей: более не будет необходимости посещать спецЦОНы, томиться в очередях, пока изготовят номера и техпаспорт - их, если надо, отправят на дом с курьером. Правда, только если у вас и вашего контрагента все хорошо “по жизни” - нет долгов и есть актуальная ЭЦП. В противном же случае, если не столь продвинутым гражданам не оставят альтернативы, это в каких-то случаях можно даже назвать дискриминацией по “цифровой принадлежности”


Прозвучала эта инновационная идея безапелляционно и накрыла довольно неожиданно. В ближайшем будущем (пока официально не обозначенном) не то что не будет необходимости посещать спецЦОНы при покупке или продаже авто (перерегистрации), так еще и не будет такой возможности! Это если принять слова министра буквально: “Таким образом, в спецЦОНах останутся только услуги по выдаче водительских удостоверений”. “Предложение” требует детального объяснения со стороны министерства - одного поста главы ведомства в популярной социальной сети явно недостаточно. Ведь ЭЦП сегодня не является обязательным требованием для получения государственной услуги в ЦОНе. А вот на портале “Электронного правительства” - да. Можно ли считать такое положение дел дискриминацией, препятствованием, если тебе оставляют только один вариант получения государственной услуги - онлайн? А ты как раз в меньшинстве: в той категории, кому посвящена объективно бессрочная государственная программа по сокращению цифрового неравенства.
Говорил Мусин об этих новшествах в ходе доклада премьер-министру на заседании Правительства РК, что проходило в минувший вторник. И вот в каком контексте: “Несмотря на то, что регистрация авто доступна онлайн, люди приходят напрямую в спецЦОН и тратят несколько часов. По новому процессу после того, как покупатель переведет деньги на счет продавца, владелец авто сразу меняется. Буквально сегодня такой удобный сервис в пилотном режиме выведен в мобильное приложение нескольких банков. Таким образом, в спецЦОНах останутся только услуги по выдаче водительских удостоверений”.
Наше издание не раз призывало тщательнее прорабатывать моменты вовлеченности рядового гражданина в работу столь масштабного портала, как “Электронное правительство”. Именно так - ведь портал сегодня нуждается в каждом из нас и явно не оправдает своего существования, если мы не будет пользоваться его услугами ежесуточно. Но получается так, что сегодня работа в спецЦОНах организована настолько совершенно (стоит признать), что альтернативное цифровое, по замыслу молниеносное в своем результате, решение не может соперничать с походом в любой из ЦОНов. Да это признает и сам министр: “В спецЦОНы ежегодно обращаются более трех миллионов человек, возникают большие очереди”. А вот какова причина столь высокой популярности? На поверку гораздо проще и удобнее, оказывается, прийти с тем же покупателем или продавцом авто в спецЦОН и буквально за час-полтора решить все свои вопросы. В случае с онлайн-регистрацией, с подготовкой номерных знаков, оформлением новых документов может пройти несколько дней - обработка операции, доставка номеров, возможно, неработающие базы. И тот, кто хотя бы раз приобретал автомобиль, согласится, что такой срок ожидания в этом деле совершенно неприемлем. Кстати, немного выше в сообщении Мусина есть момент, который описывает перерегистрацию авто с сохранением регистрационного номера: “По новому процессу после того, как покупатель переведет деньги на счет продавца, владелец авто сразу меняется”.
Безусловно, это тоже очень удобно. Но опять же - если у всех участников сделки все хорошо и есть актуальная ЭЦП, отсутствуют ограничения на получение госуслуг. При этом ограничения по одному из участников могут определиться гораздо позже - к сожалению, но синхронизация баз данных государственных органов до сих пор оставляет желать лучшего.


Хотим уточнить: наше издание всегда выступало за модернизацию сектора государственных услуг и всячески поддерживает внедрение инновационных решений, которые на самом деле упрощают жизнь. Но, пытаясь дополнительно нагрузить портал egov в том виде, в котором он сегодня существует, чиновники не всегда обращают внимание на самое, на наш взгляд, главное и нерешенное с момента начала работы над системой в 2006 году - всеобщую доступность авторизации в egov, регистрацию и доступность взаимодействия с инструментами портала. До сих пор необходимо работать с альтернативными программными продуктами, в которых туча сертификатов безопасности, к которым пользователю лично необходимо указывать пути и следить за их актуальностью. И мы понимаем, что на практике сделать гораздо сложнее, чем сказать. Но хотим напомнить и подчеркнуть - работу над порталом ведут с 2006 года. А по итогам 2016 года нам говорили, что за 10 лет на проект направили 45 миллиардов тенге. Ежегодно проект “кушает” из бюджета до 120 миллионов тенге.
У портала с действительно очень “крутым” функционалом (объективно это действительно так) до сих пор нет главного - доверия граждан. И дело здесь далеко не в пресловутом “цифровом неравенстве”, на которое так любят упирать чиновники. Любой “глюк” системы в делах с перерегистрацией имущества для некоторых является причиной появления еще одного седого волоса. А нервы, ожидание и неопределенность - все это комфорта пользованию не добавляет. Поэтому проще и легче прийти в ЦОН и говорить с человеком на понятном языке.
Теперь что касается других “бытовых” моментов. Возможность оплачивать покупку авто через банк - это на самом деле возможность или все же обязанность показать стоимость? А может, это дополнительный инструмент введения перспективного налога с продажи, так чтобы “каталогизировать” так называемых самозанятых в сфере перепродажи авто? А как быть, если сделку необходимо отыграть обратно? Или что делать в том случае, если авто ты не продаешь, а даришь. Банки “позволят”, в смысле, предложат такие инструменты? К слову об интернет-банкинге: вновь мы видим, как для популяризации сервисов портала egov вводят сторонний, частный, но довольно удобный и популярный программный продукт одного из казахстанских банков. Что тоже является не до конца понятной историей: почему именно он и почему не сразу мобильное приложение egov? Может, им не так удобно пользоваться?
Но главное во всем этом - наличие альтернативы. На наш взгляд, это не самая обдуманная позиция - “все сломать и резко начать заново”. Здесь бы подошел более мягкий вариант - вести два способа оказания услуг параллельно, постепенно “оптимизируя” и сокращая то, что будет “проседать”. И работать над тем, чтобы каждый из нас выбрал свой вариант потребления государственной услуги. При должном подходе время само расставит все по местам - мы искренне надеемся, что в конце концов общество проголосует за цифровую версию.

Поделиться
Следуйте за нами