В начале мая в Астане новый глава Минэнерго РК Алмасадам Саткалиев обсудил перспективы энергосотрудничества с министром – делегатом Франции по вопросам внешней торговли, экономической привлекательности и французских граждан за границей Оливье Бештом, который выразил готовность участия своей страны в строительстве первой в Казахстане АЭС
Эта информация придала очередной импульс интриге - быть или не быть в республике атомной энергетике, и если да, то кто станет в этом деле партнером Казахстана. Интриге, которой уже без малого тридцать лет. Вот лишь конспект, как она развивалась.
(Окончание. Начало по ссылке)
Скажи, кто тебе платит, и я скажу, кто ты
В затянувшейся почти на три десятилетия интриге по созданию казахстанской атомной энергетики ее противники действовали и действуют куда более оперативно и агрессивно, нежели власти. Стоит последним только заикнуться о необходимости АЭС, как тут же в информационном пространстве страны поднимается волна громких протестов и критики. Причем в последние годы наблюдается нарастание не только провоцирования радиофобии, но и политизации темы атомной энергетики. Примеров масса, из них ограничимся лишь одним.
В сентябре 2021 года экологический онлайн-журнал «Ливень - Living Asia» под заголовком «Атомная колонизация?» опубликовал избранные места из очередного выпуска на YouTube-канале «Гиперборей». Его автором и ведущим является известный казахстанский журналист и блогер Вадим Борейко, не возражающий, если его называют также «экологическим активистом». На сей раз он избрал формой выпуска беседу за круглым столом с пятью также небезызвестными в республике персонами. Вслед за «Ливнем» процитируем высказывания всех шестерых.
Вадим Борейко: «Проект российской атомной станции в Казахстане - совсем не про энергетику. Ну или в последнюю очередь про энергетику. А вот про что тогда?».
Александр Брагин, экс-директор департамента правового обеспечения и международного сотрудничества Министерства охраны окружающей среды РК, заслуженный эколог Казахстана: «Я полностью согласен с тем, что энергетических целей в этом проекте ноль. Я считаю, что конечная цель - это присоединение (Казахстана) к России, которую перед собой ставит Россия. Я, например, хоть и отношусь к той же национальности, но я категорически против и считаю, что все стратегические ошибки Казахстана были связаны именно с Россией. И нам ни в коем случае нельзя смотреть в сторону России и повторять за ней все те ошибки, которые она делает… Нельзя за Россией двигаться. По крайней мере, надо смотреть на другие развитые государства».
Булат Есекин, экс-координатор по устойчивому развитию Казахстана в ООН: «Нужно забыть о том, что мы понимали под словами «правительство» и «государство». Сегодня это олигархические бизнес-структуры, которые действуют очень жестко в своих интересах. Если мы будем надеяться, что напишем сейчас жалостливое письмо Президенту и он услышит, - на это не рассчитывайте. Потому что решения сегодня принимают в интересах бизнеса, и наше Правительство - под контролем бизнеса. Поэтому стиль и методы управления, которые прописаны (в законе), которые мы знали раньше, включая референдум и все остальное, уже не работают. И то, что сегодня творится с АЭС, - это просто бизнес-проект».
Александр Брагин: «Это не бизнес-проект - это коррупционный проект».
Булат Есекин: «Я имею в виду черный бизнес. Он не в интересах Казахстана - ни в коммерческих, ни в энергетических, ни в экологических. Это очевидно».
Мейрам Тлеухан, предприниматель, магистр City University London в области углеродного регулирования: «Я думаю, что это продолжение колонизации нашей страны в целом. Поставят у нас еще один завод по производству ядерных отходов».
Сергей Цой, экс-замгендиректора АО «Жасыл Даму» Министерства охраны окружающей среды РК: «Я для себя понял, что если будут такими методами приниматься решения и, более того, реализовываться (с учетом того, что у нас компетенция органов госконтроля и госуправления на нижнем уровне), то в дальнейшем мы превратимся в территорию с биоматериалом. Как планета Железяка: заселена роботами, воды нет, растительности нет - залетайте. Этого нельзя допускать. И нужно всеми законными способами бороться».
Асет Наурызбаев, экс-советник председателя правления АО «Системный оператор ЕЭС России» и экс-президент отечественного электросетевого оператора КЕGOC: «Поскольку мы не видим ни одного разумного аргумента за строительство атомной станции, понятно, что изготовители этой станции пытаются нам ее продать, чтобы потом разменять на множество мелких услуг. Ядерная станция в Казахстане - в условиях отсутствия у нас профессионалов - это, по сути, второй Байконур, на котором действует российское законодательство и российская полиция. То есть такой анклав. Что происходит с анклавами, мы видели на примере Приднестровья, Абхазии и других, которые возникали на территории суверенных государств».
Напомним и подчеркнем, что все это прозвучало в сентябре 2021 года, вскоре после того, как Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана поручил Правительству и фонду «Самрук-Казына» изучить возможность развития в Казахстане безопасной и экологичной атомной энергетики, а Владимир Путин вторично предложил Президенту Казахстана помощь России в создании первой АЭС. Тогда как даже сегодня нет ясности не только в том, кто станет партнерами республики в этом деле, но и в том, родится ли в стране атомная энергетика вообще.
Дальше ограничимся только фактами, цифрами и цитатами преимущественно из американских и западноевропейских открытых источников.
«Экологический онлайн-журнал «Ливень - Living Asia» создан в рамках проекта «Медиа для эффективного освещения вопросов окружающей среды и природных ресурсов в Центральной Азии», финансируемого Европейским союзом и реализуемого американской НПО «Интерньюс», как сказано на сайте «Новый репортер», работающем «благодаря помощи американского народа через Агентство США по международному развитию (USAID)». «Интерньюс», в свою очередь, тоже существует главным образом на деньги USAID, высшего государственного федерального органа страны по управлению в области оказания помощи за рубежом, а также американского государственного фонда National Endowment for Democracy (NED).
«Одним из наиболее геополитически стратегических и ресурсоемких регионов мира сегодня является Центральная Азия, - рассказывал американский фрилансер Джереми Бейкер в своей опубликованной в 2005 году статье «Что такое «Интерньюс»?». - Страны Каспийского бассейна - Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Казахстан, Кыргызстан и Афганистан - уже давно признаны целями американской внешней политики, и «Интерньюс» в буквальном смысле одержим «станами». Сотрудники «Интерньюс» сосредотачивают свое внимание на четырех основных видах деятельности в областях, на которые они нацелены: обучение, производство, медиаправо и интернет-политика. Во многих других регионах они проводят, может быть, одно или два таких учения. Но в «станах» (все мусульманские государства) они необычайно заняты и упорно трудятся для достижения всех четырех целей… Нигде шизофрения «Интерньюс» не проиллюстрирована так точно, как в статье «Торговцы снами» в Toronto Globe and Mail. Эта оптимистичная, ура-патриотичная история вызывает аплодисменты в отношении работы США по оказанию помощи в Центральной Азии и излагает точки зрения, которые иллюстрируют жесткое вторжение западной культуры в эти регионы: «Мы берем их за шкирки и показываем, как это делать... Мы их создаем», «Американцы заботятся обо всей этой демократии гораздо больше, чем европейцы или канадцы, и изо всех сил пытаются... импортировать в Центральную Азию американские идеи и насаждать демократию в американском стиле на давно враждебной земле».
Не только Бейкер, но и многие другие западные источники уверенно называют годовой бюджет «Интерньюс», который годами колеблется вокруг отметки 20 миллионов долларов, не менее 80 процентов из которых достаются этой лишь формально неправительственной организации фактически от Госдепартамента США.
С точки зрения антипиара еще не существующей казахстанской атомной энергетики самая заметная в медиа фигура среди собеседников Борейко - Асет Наурызбаев. Он является регулярным автором и собеседником не только в «Ливне», но и на других информационных ресурсах. В том числе, как и «Ливень», вещающих на центральноазиатскую аудиторию, но финансируемых из-за рубежа. И то сравнивает атомную энергетику с каретами и дилижансами в автомобильный век, то оценивает ее «тупиковой ветвью развития цивилизации».
Как тут не перефразировать старую поговорку «Скажи, кто тебе платит, и я скажу, кто ты». От прочих комментариев воздержимся, предоставляя возможность поразмыслить над приведенными фактами и цитатами самому читателю. Ему же делать выводы, кто в затяжной интриге вокруг еще не родившейся отечественной атомной энергетики довольствуется ролью кукол, а кто умело дергает за ниточки.
Андрей Жданов