Сегодня в связи с введенным эмбарго на российскую нефть традиционные потоки импорта на европейский рынок меняются из-за постепенного прекращения поставок нефти из РФ. Идут масштабные преобразования, хотя Европа начала менять свои приоритеты в энергетике еще в 2010 году, а с 2014-го активизировала эти усилия. Тем временем несанкционная казахстанская нефть пробивает окно в Германию, заявляют эксперты
Россия уходит в Азию
В понедельник АО «КазТрансОйл» распространило сообщение, что заключило с «Роснефтью» дополнительное соглашение к договору на транспортировку 10 миллионов тонн российской нефти через территорию Казахстана в Китай с сохранением ранее действующего тарифа.
При этом Россия и Китай обсуждают возможность увеличения транзита нефти в КНР через Казахстан до 20 миллионов тонн за счет усиления мощностей на казахстанском участке трубопровода Атырау - Кенкияк - Кумколь.
Резон в наращивании мощностей по транзиту по территории Казахстана присутствует со стороны двух партнеров: России и нашей республики. РФ на фоне предпринятых против нее санкций с прошлого года активно перенаправляет свои нефтяные потоки с Запада на Восток.
"Понятно, что сегодня (в связи с эмбарго) традиционные потоки импорта на европейский рынок меняются в связи с постепенным прекращением поставок нефти из России. Идут масштабные преобразования. Хотя переориентация Европы началась еще в 2010 году, а активизировалась с 2014-го", - заявил ранее в рамках онлайн-конференции эксперт ценового агентства Argus Сергей Агибалов.
Он напомнил, что европейский рынок считается одним из самых крупных в плане потребления углеводородов. Ежегодно он импортирует около 500 миллионов тонн сырой нефти (сюда входят и 145 миллионов тонн из внутреннего ресурса в виде норвежского и британского сырья. - Прим. автора). На долю России, которая считается одним из крупных поставщиков нефти в Европе, приходится четверть общего объема импорта (то есть 150-170 миллионов тонн нефти в год).
Аналитик добавил, что для ухода от зависимости от российских углеводородов Европа загодя начала политику диверсификации поставщиков и перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). В качестве зеленых инициатив предлагалось перейти на удаленный формат работы, как это было в период локдауна, чтобы сократить автомобильные поездки, а следовательно, потребление бензина, и массово пересесть на велосипеды. По подсчетам некоторых идеологов, это позволило бы сократить потребность Европы в нефти на 400 миллионов тонн в год.
"Основные поставщики нефти в Европу по морю - это Россия, Казахстан и Азербайджан. И общий объем морских партий в сторону Европы составляет 5 миллионов баррелей в сутки", - пояснил эксперт.
По его информации, "с февраля текущего года, еще до введения эмбарго, большинство европейских стран стали отказываться от российского сырья, но российские компании успели большой объем нефтяных потоков перенаправить в сторону Азии, где основным покупателем стала Индия, а не Китай".
Европа тоже не теряла времени зря. Пока российская нефть утекала в Азию, европейский рынок для восполнения этих объемов покупал сырье со всего мира.
"Существенно выросли поставки в Европу из США, с Ближнего Востока и из Северной Африки. Кроме того, здесь стали делать ставку на внутренние ресурсы: если раньше норвежская нефть уходила на экспорт в Китай, то теперь она стала оставаться на европейском рынке, что позволило сохранить привычные объемы (имеется в виду импорт. - Прим. автора)", - добавил Агибалов.
Транзит - дело выгодное
Для Казахстана же рост транзита российской нефти в сторону его второго могущественного соседа - это дополнительные доходы плюс возможность занять ту нишу на западном рынке, которую раньше занимала российская нефть. Согласно данным казахстанской нацкомпании, тариф на услугу по транспортировке 10 миллионов тонн российской нефти в год через территорию республики в Китая составляет 15 долларов США за одну тонну без учета НДС.
«Учитывая этот тариф, в прошлом году «Роснефть» заплатила за транзит 10 миллионов тонн нефти в Китай 15 миллионов долларов США без учета НДС», - уточнили в пресс-службе «КазТрансОйла». Аналогичная сумма должна пополнить казахстанский бюджет и в этом году, если заявленный объем будет доставлен в Поднебесную до конца 2023 года.
В январе-апреле 2023 года АО «КазТрансОйл» уже осуществило транзит 3,2 миллиона тонн российской нефти в Китай, а это значит, что более трех миллионов долларов США наша республика уже заработала за транзит.
Казахстанский эксперт по нефтегазовым проектам Нурлан Жумагулов перечислил плюсы соглашения между КТО и «Роснефтью» по транзиту российской нефти в Китай.
«Казахстан частично выполняет обязательство по заполнению трубы Казахстан - Китай, так как без российской нефти мы физически не можем исполнить обязательства по поставке 10 миллионов тонн нефти в год по трубе. Во-вторых, часть российской нефти идет на Павлодарский НПЗ, взамен республика такой же объем направляет по Атасу - снижает логистические затраты для нефтяников», - сказал Жумагулов.
В-третьих, из Самары «КазТрансОйл» перенаправляет через Россию до Павлодара (НПЗ) один миллион тонн нефти ежегодно.
«Без подобного соглашения было бы сложно заполнить нефтью Шымкенсткий и Павлодарский НПЗ (11 миллионов тонн) при ежегодном спаде нефтедобычи в Кызылорде и ограничения пропускной способности нефтепроводов Атырау - Кенкияк - Кумколь. Тем более до 2029 года планируется увеличить мощность переработки Шымкентского НПЗ в два раза - с 6 до 12 миллионов тонн», - подчеркнул эксперт.
Он считает, что это соглашение больше нужно Казахстану, а не России, для которой 10 миллионов тонн нефти «не делают погоду», так как годовой объем экспорта в Поднебесную из России составляет не менее 86 миллионов тонн.
Казахстанская нефть течет в Германию
Вторая выгода для Казахстана в том, что добываемая на его территории нефть может заменить собой российские объемы в Европу. Так, во вторник пресс-служба «КазТрансОйла» распространила новое сообщение о том, что объем транспортировки казахстанской нефти по системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» по направлению пункта сдачи нефти «Адамова застава» для дальнейшей поставки в Германию в апреле по сравнению с мартом увеличился на 30 тысяч тонн, или на 150 процентов, и составил 50 тысяч тонн.
По данным казахстанской компании, за четыре месяца текущего года только 90 тысяч тонн казахстанской нефти были поставлены в Германию. При этом, согласно договору, речь идет о поставках 1,2 миллиона тонн сырья из Казахстана. Но в «КазТрансОйле» делают оговорку: «Мы подтверждаем наличие технической возможности для транспортировки 1,2 миллиона тонн казахстанской нефти в Германию, но фактические объемы транспортировки нефти зависят от заявок нефтяных компаний».
"При том, что некоторые страны Европы занимают проактивную позицию и призывают отказаться не только от морских поставок российской нефти, но и от трубопроводных, например северной ветки нефтепровода «Дружба», и в трубопроводе мы увидим казахстанскую нефть, потому что она не санкционная», - считает аналитик Argus.
По его мнению, вопреки эмбарго российская нефть все же останется в Европе, так как мы наблюдаем общий рост спроса на углеводородное сырье в мире в пределах двух миллионов баррелей в сутки.
«Так что, скорее всего, российские объемы будут находить своих потребителей в разных странах мира», - резюмировал Сергей Агибалов.
В кулуарах саммита «Китай - Центральная Азия» глава НК "КазМунайГаз" Магзум Мирзагалиев сообщил об увеличения экспорта нефти в Китай до 20 млн т в год (с учетом транзита российской нефти в обьеме 10 млн т).
Для этого планируется выделить всего $200 млн.
Кульпаш Конырова