В начале мая в Астане новый глава Минэнерго РК Алмасадам Саткалиев обсудил перспективы энергосотрудничества с министром – делегатом Франции по вопросам внешней торговли, экономической привлекательности и французских граждан за границей Оливье Бештом, который выразил готовность участия своей страны в строительстве первой в Казахстане АЭС
Эта информация придала очередной импульс интриге - быть или не быть в республике атомной энергетике, и если да, то кто станет в этом деле партнером Казахстана. Интриге, которой уже без малого тридцать лет. Вот лишь конспект, как она развивалась.
От МАЭК до АЭС дистанция бесконечного размера
В 1997 году идею о необходимости создания атомной электростанции взамен работавшего с 1972 года и выводимого из эксплуатации в Актау Мангистауского атомного энергокомбината (МАЭК) высказал Владимир Школьник, в то время министр науки РК, предлагавший местом расположения АЭС сделать поселок Улькен близ озера Балхаш. Тогда эта инициатива заглохла не только из-за отсутствия у государства денег на такой дорогостоящий объект, но и под влиянием экологов.
В 2006 году президенты Казахстана и России подписали совместное заявление о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. В 2007 году Минэнерго РК уже рассматривало проекты строительства атомных реакторов средней мощности ВБЭР-300 в Актау с участием России. Однако вновь вмешались экологи, подвинувшие общественность на петиции против АЭС. И в начале 2009 года Правительство РК приостановило проект. Однако спустя полгода Минэнерго РК объявило о планах все же построить АЭС к 2020 году и начало обсуждать варианты с российской стороной.
В 2013 году недовольный темпами этого обсуждения Нурсултан Назарбаев поручил вплотную заняться вопросом строительства отечественной АЭС опять же Владимиру Школьнику, руководившему тогда Казатомпромом. Весной 2014 года тот подписал с коллегой, главой Росатома Сергеем Кириенко, меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сооружении АЭС. Вскоре правительственная комиссия рекомендовала строить ее в городе Курчатове Восточно-Казахстанской области или же в упомянутом поселке Улькен.
Но осенью 2016 года возглавлявший в то время Минэнерго Канат Бозумбаев заявил, что Казахстан не будет строить АЭС по крайней мере в течение семи лет, как минимум до 2023 года, потому что располагает избытком электроэнергии.
Весной 2019 года, вскоре после вступления Касым-Жомарта Токаева в должность главы государства, но еще до его всенародного избрания президентом, ему предложил построить АЭС по российским технологиям Владимир Путин. Буквально на следующий день Минэнерго РК сообщило, что изучает предложения о строительстве АЭС из пяти стран. При этом предварительным местом расположения станции вновь был назван поселок Улькен.
Тогда же, в апреле 2019 года, в день очередной годовщины Чернобыльской катастрофы, Токаев заверил, что решение о строительстве первой отечественной АЭС не будет принято без учета мнения большинства населения. А после победы на внеочередных президентских выборах 2019 года Касым-Жомарт Кемелевич заявил: «Если понадобится, то обязательно будем этот вопрос обсуждать с народом. Если понадобится, то проведем референдум».
Выступая с Посланием народу Казахстана 1 сентября 2021 года, Президент сообщил, что к 2030 году в республике наступит дефицит электроэнергии. «Мировой опыт подсказывает, что наиболее оптимальный выход - это мирный атом, - отметил он. - Вопрос непростой, поэтому к его решению нужно подойти максимально рационально, без домыслов и эмоций. В течение года Правительство и «Самрук-Казына» должны изучить возможность развития в Казахстане безопасной и экологичной атомной энергетики». И в том же сентябре на XVII Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России республике вновь предложил поддержку в строительстве АЭС Владимир Путин.
На расширенном заседании Правительства РК 8 февраля 2022 года тональность и лексика Касым-Жомарта Токаева в атомной проблематике изменились: «Мы столкнулись с регулярными перебоями в работе системы энергоснабжения. Проблему энергетической безопасности страны нужно срочно решать. Я не понимаю, почему ответственные лица дипломатично уходят от ответов на вопросы о строительстве атомной станции. А ведь нужно прямо сказать: без чистой атомной энергии мы потеряем всю экономику, не говоря уже об инвестициях, утратим региональное лидерство. Нам позарез нужна электроэнергия, причем атомная чистая энергия. Нельзя идти на поводу у популистов, которые не разбираются в экономических реалиях. Нужно профессионально разъяснять значение атомной энергетики».
Реакция Правительства и Минэнерго
Какова реакция Правительства и Минэнерго на растущую озабоченность главы государства?
«Нами проводится изучение международного опыта по строительству и эксплуатации атомных электростанций», - рассказывал в августе 2022 года в интервью сетевому изданию Tengrinews.kz Премьер-министр РК Алихан Смаилов. Он подчеркнул приоритетность внимания к безопасности оборудования и технологий АЭС и сообщил о поездках отечественных специалистов во Францию и Южную Корею, а также выделил важность для Казахстана опыта сооружения турецкой АЭС «Аккую», которая строится с участием Росатома при экспертизе проекта французской компанией. «Планируем, что проект АЭС в Казахстане тоже будет международным, - отметил Смаилов. - Без атомной электроэнергетики мы не сможем обеспечить себе энергетическую безопасность. Мы должны переходить к чистым технологиям, и атомная генерация - это ответ вызову времени. Бояться АЭС не следует, мы выберем ту технологию, которая наиболее безопасна, и тех поставщиков, которые смогут в установленные сроки качественно выполнить все работы».
«В целом у Правительства сформировалось мнение, что данный проект должен быть реализован международным пулом инвесторов, который должен максимально учитывать все лучшие технологии», - сообщил в сентябре 2022 года на брифинге в Астане возглавлявший тогда фонд «Самрук-Казына», а ныне глава Минэнерго Алмасадам Саткалиев, уточнивший, что рассматриваются предложения южнокорейской компании KHNP, китайской CNNC, американской General Electric, французской EDF и Росатома.
На рубеже 2022 и 2023 годов в СМИ появились сообщения, что основным партнером Казахстана в создании первой АЭС станет Росатом, но в январе эту информацию опроверг Алихан Смаилов: «Мы хотим, чтобы этот объект мы построили совместно с различными компаниями, которые имеют самые передовые технологии во всем мире. Что касается определения Росатома в качестве основного поставщика - такого решения пока не было. Это решение мы будем принимать в текущем году с учетом проработки с международными экспертами».
Через месяц было объявлено, что общественные слушания о строительстве АЭС состоятся 28 февраля текущего года в актовом зале средней школы поселка Улькен Жамбылского района Алматинской области. Но за пять дней до назначенной даты они были отменены, о чем предупредил акимат Жамбылского района, сославшись на досрочное прекращение полномочий районного маслихата и подготовку к внеочередным выборам депутатов Мажилиса и местных органов представительной власти.
Андрей Жданов