Три кита

В рубрике Новость дня - 2023-05-10

На площадке Caspian University состоялась конференция TEDх, которая позволила собрать авторитетных экспертов из самых разных отраслей. Ранее мы тезисно описали все темы, озвученные на форуме. Сейчас же раскроем выступления отдельных спикеров, опыт которых может стать настоящей опорой как для студентов, так и для людей, уже нашедших себя в той или иной профессии

 

Напомним, конференция TED расшифровывается как technology, entertainment, design (технологии, развлечения, дизайн), но тематика выступлений спикеров на конференции уже много лет гораздо шире. И это неудивительно, ведь история TED берет свое начало в далеком 1984 году, за это время она обрела фундаментальный авторитет, притягивающий экспертов со всего мира. Конференции TED проходят исключительно на территории Северной Америки. В свою очередь, TEDx - это также проект TED, но в более гибком формате, позволяющий отдельным группам людей в различных странах, городах, университетах и сообществах организовывать независимые конференции в стиле TED. Другими словами, конференция TEDx является независимым мероприятием, проводимым по лицензии TED, которое регулярно проходит в разных странах мира. В Казахстане TEDx проходит с 2010 года.

Одним из спикеров минувшего TEDx Caspian University был акционер АО «Нурбанк» Эльдар Сарсенов, который выступил на тему «Чего хочет работодатель: ожидание и реальность».

По мнению банкира, одним из приоритетных требований потенциальных работодателей сегодня является профессиональная компетентность работника. Основную роль играют опыт работы и креативность соискателя. Почему часто ожидание не соответствует реальности? Где корень ошибки и что в первую очередь важно знать каждому студенту после окончания университета? Ответы на эти вопросы дает Эльдар Сарсенов.

- Немного о себе. Мне 38 лет, я финансист, окончил два университета: Suffolk и Северо-Восточный университет (Northeastern University). При этом второй вуз я окончил сравнительно недавно - 10 лет назад. То есть мой опыт еще сохранился, он еще свеж и симметричен с тем, что вы проходите сейчас.

Я - работодатель. Достаточно продолжительный срок работаю в банке Nurbank, который считается одним из крупнейших финансовых институтов нашей страны. В его штате числится более двух тысяч сотрудников, и каждый год мы набираем еще не менее 100 человек. Поэтому мой опыт наследия студенчества и работодателя вам будет интересен.

Первое, что я хотел бы до вас донести: если у вас что-то не получается в академии, то не стоит расстраиваться. Это нормально. Когда я пришел в вуз, у меня были сложности с успеваемостью, поскольку я не умел учиться по американской системе. Не вдаваясь в подробности, к концу первого курса у меня были очень низкие результаты GPA - всего 2,6 балла (GPA - это система оценивания качества освоения образовательных программ учащимися. - Ред.). Для понимания, по американской шкале это средняя оценка между «В» и «С», или, как принято говорить у нас, между четверкой и тройкой.

Причин такой успеваемости было две. Первая - непонимание процесса. Вторая - у меня были проблемы с математикой. Как у нас принято говорить: «Я - гуманитарий, у меня не такой склад ума. Математика - не мое…». Но скажу вам как есть. Это все ерунда, и мой опыт - живой тому пример!

Действительно, с математикой у меня никогда не было теплых отношений. Тем не менее в школе я всегда получал твердую четверку. Чем отличается математика в университете? Она состоит не из голой теории, а привязана к бизнес-кейсам, причем разных стран. То есть это совершенно другой подход.

Естественно, я переживал из-за своей оценки - 2,6 балла, ведь я ощущал на себе груз ответственности: меня отправили на другой конец света, я представлял свою страну. Получить такой низкий балл мне было стыдно. В такой ситуации важно не опускать руки и не заниматься самобичеванием, а начинать действовать.

Что я сделал? Как бы банально ни звучало, стал грызть гранит науки. Ходил на дополнительные курсы. Благо они были бесплатными, и после занятий у каждого студента была возможность прийти на факультет и штудировать, подтягивая слабые темы.

К концу бакалавриата у меня GPA составил 3,2 балла (по американской системе - «В», что эквивалентно твердой четверке. - Ред.). В конце магистратуры я смог поднять GPA до 3,6 (практически «А-», или без 0,1 балла пятерка. - Ред.). В американской системе оценивания высший балл - 4.0.

То есть на моем примере вы можете убедиться, что даже гуманитарный склад ума может дать результат, если быть достаточно усидчивым!

Большая проблема сегодняшней молодежи - отсутствие усидчивости и терпения. Это я вижу как работодатель. Когда я смотрю резюме, обращаю внимание не только на место, но и на период работы. Сейчас прослеживается нехорошая тенденция, которая заключается в том, что многие не работают на одном месте даже года, прыгая с одного места на другое уже через три-пять месяцев. Повторюсь, это нехорошо.

Понятно, что нужно идти туда, где условия лучше, где платят больше. Но результат дают именно усидчивость и терпение. Действительно понять, нравится конкретная работа или нет, можно только в том случае, если проработать на месте больше трех-четырех месяцев. Не бойтесь там застрять. Бойтесь не научиться тому, что вы можете на этой работе получить. Не обделяйте себя возможностью набирать контакты, которые вы можете культивировать в течение всей жизни. Те базовые номера телефонов в записной книжке, которые вы сохраните до 30 лет, будут работать на вас и дальше. После 30 лет у вас будет меньше друзей и меньше бизнес-контактов, с которыми вы сможете взаимодействовать уже на основе опыта. Поэтому, что касается академии и работы, до 30 лет старайтесь быть более усидчивыми. Я не самый умный человек в этой аудитории, но я беру усидчивостью. Это прекрасные качества, которые пока недооценены новым поколением.

Второй совет: читайте. Я, как работодатель, сталкиваюсь с большим количеством кейсов, когда прекрасный специалист, как правило из сферы IT, который, судя по резюме, способен в одиночку создать искусственный интеллект или суперкомпьютер, не умеет излагать свои мысли.

В такой ситуации я стараюсь «поставить фильтр» между собой и им, чтобы одновременно и понять, что он говорит, и отталкивать мысль, что человек по интеллекту и способностям ниже, чем он есть на самом деле. Кривая, косая речь.

Дело здесь не в скромности или отсутствии ораторских навыков. Это следствие того, что человек мало читает классическую литературу. То есть «диагноз» легко исправить - лечится чтением. Не аудиокнигами, а именно чтением.

Возвращаясь к истории моего студенчества, скажу, что исправить низкий бал в магистратуре мне удалось благодаря тому, что я привил себе привычку регулярного чтения. Каждый день я вставал в шесть-семь утра и читал. Даже на выходных. Эту практику я сохранил и сегодня.

Если вы каждый день будете вставать в шесть утра и читать, то через 15 лет вы получите невероятный багаж знаний. Помимо того, что книги дают красивую подтянутую речь, они расширяют кругозор. Мы знаем то, что мы знаем, мы не знаем то, что мы знаем, и мы не знаем то, что мы не знаем. Последняя часть самая важная. Тот пласт реальности, с которым вы сталкиваетесь, который не соприкасается с вами, вы даже не представляете, насколько он большой и интересный.

Третий совет. Чтобы вы никогда не голодали, важно обладать двумя навыками: уметь разговаривать и уметь считать. Это базовый совет, но я его привожу, поскольку у выпускников многих, даже самых элитных, вузов проблемы с этими двумя качествами. Будь вы рядовым сотрудником или собственником бизнеса, эти навыки помогут вам во всем. Считать - это бухгалтерия, финансы, инвестиции, статистика. Разговаривать - это маркетинг, реклама и так далее.

Таким образом, чтобы стать ценным экспертом в своей отрасли, необходимо обладать всего парой ключевых навыков, которые приобретаются через регулярное чтение, а оно, в свою очередь, может прийти тогда, когда у вас будет терпение. Круг замкнулся.

Алексей Мальченко

Поделиться
Следуйте за нами