В 120 километрах от Алматы, в урочище Тамгалы-Тас, что на правом берегу Или (известном еще как «Писаные скалы»), сидит Будда - точнее его изображение на камне. И с характерным безразличием взирает на то, как на нем и любви людей к природе какие-то мошенники необоснованно обогащаются. С ним все понятно - есть закон кармы, реинкарнация и так далее и тому подобное. Однако почему-то с таким же безразличием на незаконные шлагбаумный бизнес и поборы с туристов смотрят и правоохранительные органы
Живописное урочище, где разрисованные древними художниками скалы Кербулакского каньона вплотную подходят к реке Или, давно, еще с советских времен, облюбовали туристы самых разных мастей. Скалолазы устраивали на местных кручах спортивные турниры, поклонники речного сплава проводили здесь майскую регату, барды фестивалили под аккомпанемент гитары.
Много было и тех, кто приезжал просто поглазеть: как на бардов с альпинистами, так и на старинные наскальные рисунки и надписи. Короче, намоленное место.
Коммерческая тайна
Кстати, немного о намоленности. Главный экспонат этой необыкновенной галереи под открытым небом - изображение Будды, а точнее сразу трех Будд. Контуры божества высечены в камне в так называемой алмазной позе для медитации - он сидит на поджатых ногах со сложенными на коленях руками. Помимо этой фрески вокруг много (около четырех тысяч) других петроглифов: как буддийских, оставленных, вероятно, буддистами-джунгарами, так и сакских времен, бронзового века - в основном различных животных и сцен охоты. Кроме того, приезжие не прочь прочитать странные надписи, выполненные древними идеограммами. Однако не получается - не хватает знаний.
Причем не выходит не только у любопытствующих зевак, но даже у специалистов. Потому что, по правде говоря, нет никаких специалистов по джунгарским рунам - как и самих джунгар след простыл. Тем более что послания, возможно, зашифрованы, поскольку адресованы не всем.
В общем, таинственное место - и потому привлекательное. А еще рождающее массу мифов по поводу своего происхождения. Самый распространенный: двигалась буддийская миссия, пытаясь перебраться через реку, и тут случилось землетрясение. Знак свыше. Ну, впечатленные пилигримы и оставили в память о событии изображения Будды.
Насчет монахов-иконописцев, конечно, притянуто за уши. Но ход мыслей, в принципе, верный. Перебраться через реку караван, если он не состоит из участников соревнований по триатлону, можно только там, где есть брод. Так же и войско. Так вот, река Или у Тамгалы-Тас пролегает по каменному ложу, то есть глубокое русло отсутствует, оно как бы размазывается по тверди. Капля не всегда точит камень. К тому же поблизости есть удобные выходы из каньона - причем на обоих берегах.
Так что наиболее рациональное объяснение знаковости этой локации - наличие здесь брода. Оттого и петроглифов с крупными копытными и сценами охоты полно: животные тоже мигрируют, и устраивать царскую сакскую охоту тут в самый раз. А позже кочующим буддистам-джунгарам - место для переправы. А зашифрованные загадочные надписи - вроде инструкции, когда в реке межень и как этот брод найти и с него не сбиться. Коммерческая тайна.
Однако мы отвлеклись. Между тем современность ничуть не менее занятна, чем история.
Шлагбаумный бизнес
Не иначе как вдохновившись примером древних путешественников и коммерсантов, предприимчивые современники тоже решили использовать сакральную локацию в своем незатейливом стартапе. И поставили шлагбаум на грунтовой колее, плетущейся вдоль реки. А с орд туристов, прежде кочующих здесь бесплатно, стали брать дань.
Странно, что эта соблазнительная мысль пришла в чью-то голову не сразу после кончины социализма и зарождения рынка, а только в 2010-е годы. Именно тогда в урочище появились первые «контролеры-экскурсоводы», которые от лица неких ТОО требовали с отдыхающих деньги.
Наибольшую известность получила история с ТОО "Эксим Коммерс Групп", которому территория была передана во временное возмездное долгосрочное пользование не абы кем, а постановлением акимата города Капшагая (в 2016 году). Еще не привыкшие к поборам туристы подняли шум, и прокуратура потребовала от акимата устранить нарушения законности. Плату за въезд отменили. Что, впрочем, не помешало фирме и дальше сшибать с легковерных посетителей «Писаных скал» двухсотки тенге. Как в том анекдоте про официанта: получится - не получится.
Однако, как потом выяснилось, это были только цветочки. Романтичная пора первоначального накопления капитала.
В 2018 году на территории урочища был образован Государственный историко-культурный и природный заповедник-музей "Тамгалы-Тас", отданный в оперативное управление соответствующему РГКП - республиканскому государственному казенному предприятию. И уникальный культурно-исторический и природный памятник обрел наконец своего хозяина и куратора.
Казалось бы, радоваться надо. За каких-то 500 тенге (плата за вход) любознательный посетитель музея под открытым небом получает доступ на благоустроенную территорию с урнами, беседками и тропинками. А главное - благодарную уверенность в том, что за петроглифами наконец-то в кои-то веки присматривают.
Но, как говорится, есть один нюанс.
Дорога в никуда
Деньги берут не только за въезд на территорию музея, но и за транзит. С тех, кто к наскальной живописи совершенно равнодушен и желает просто отдохнуть у речки выше по течению. Но другого - не экстремального - спуска в каньон нет. Равно как и объездной дороги - для нее в скалах Тамгалы-Тас, примыкающих к реке, просто нет места.
Причем берут не с человека, а с машины: раньше две тысячи тенге, а на нынешний Первомай - уже три. При этом чеки не выдают, а из всех документов - амбарная книга, где записывают номера авто.
Впечатляюще выглядят и «сотрудники музея»: без униформы с шевронами, служебных удостоверений и прочих опознавательных знаков, которые могли бы заставить посетителей поверить в их причастность к памятнику культуры и природы.
Вообще, из того, что прибавилось к архаичному пейзажу за прошедшие века, можно отметить разве что монументальные ворота в духе «Парка Юрского периода». Сначала шлагбаум был попроще, но, видимо, не устоял под натиском нежелающих платить транзитных пассажиров и был укреплен…
Да, как видим, спорных моментов, вызывающих вопросы относительно функционирования музея, больше одного. Все они будут изложены в обращении, чтобы правовую оценку ситуации дал орган, осуществляющий надзор за соблюдением законности на территории Казахстана. То есть прокуратура.
А пока официальной реакции еще нет, рискнем предложить свою версию событий. Точнее, логику тех, кто берет деньги за транзит. А именно, если, конечно, это не инициатива предприимчивых «операторов шлагбаума» - руководства музея и уполномоченного органа.
Дело в том, что земельные участки, в чьем бы владении они ни находились, могут быть ограничены сервитутами - правом ограниченного целевого пользования другими лицами. Таким сервитутом может быть, например, дорога, проходящая через территорию Тамгалы-Тас. РГКП хотя и обладает госимуществом в виде скал с петроглифами на праве оперативного управления, в таком случае обязано разрешить пользоваться этой дорогой тем, чьей целью не является посещение музея.
Но это в случае, если такая дорога юридически существует. Да, фактически она бесспорно есть, но внесена ли в соответствующие кадастры? И вот тут, как говорится, возможны варианты. Если дороги де-юре нет, то и сервитута тоже нет. Претензии к вахтерам в этом случае необоснованны.
А дорога, повторимся, - это простая грунтовка вдоль речки, которая не ведет ни к каким населенным пунктам (их здесь попросту нет). Так что тупик, точнее шлагбаум.
Однако выход есть. Если фактически дорога есть и ей пользуется масса людей, надо просто узаконить этот статус-кво, внести ее в кадастр и присвоить номер. А право собственности на земельный участок ограничить соответствующим сервитутом, если до сих пор этого не сделано.
Ну и, конечно, наказать тех, кто виноват в беспорядке. Хотя где их сейчас найти? Земли в Казахстане много.
Александр Север