Немецкий Первомай - это Вальпургиева ночь

В рубрике Последние новости - 2023-05-10

В некоторых регионах ФРГ майские деревья устанавливают в ночь на 1 мая как символ плодородия или признания в любви. Утром девушки, а в последние годы и юноши видят под окнами своих домов березы, украшенные яркими лентами, венками и сердечками. Откуда пошла эта традиция и где взять дерево для такого своеобразного любовного послания?

 

Березовый сюрприз

Впервые такая языческая традиция упоминалась монахом Цезарием Хейстербахским - в XIII веке он описал сельский обычай танцевать вокруг дерева в Вальпургиеву ночь. До сих пор в немецких деревнях в конце апреля принято возводить украшенные стволы на главной площади. На юге Германии и в Рейнланд-Пфальце они являются символом плодородия и поэтому должны быть мощными и нарядными.

Ствол раскрашивают в цвета герба региона. В Баварии, например, это белый и голубой. Столь огромные деревья в одиночку не поднять, поэтому в ночь на 1 мая устраивают настоящий праздник с процессией и торжественной церемонией установки. Обычно эти своего рода талисманы на урожай стоят до самой осени, а потом их разрубают на кусочки и разыгрывают среди местного населения.

В Тюрингии майские деревья ставят на Троицу, а как признание в любви их используют в Северном Рейне - Вестфалии.

Украшенные березы привязывают напротив окон исключительно ночью, чтобы сделать сюрприз. Считается, что они должны простоять целый месяц, до 1 июня. В високосный год традиция меняется, и девушки должны позаботиться об установке майских деревьев для своих парней, но в последние годы прекрасная половина человечества предпочитает не откладывать все до високосного года.

Ломать нельзя, а купить - всегда пожалуйста

У каждого родителя есть такие воспоминания, которые забыть никак нельзя. Одним из них является акция моего сына пятнадцатилетней давности, когда для своей первой девушки он решил не купить березку, а вполне романтично - по его мнению - «приобрести» незаконно в парке.  Вместе с товарищами под покровом ночи он отправился туда. Отговорить "пубертирующих" молодцев не представилось возможным. Единственное, что мне удалось сделать - попросить ищущих приключений юнцов пощадить деревья, тихо и аккуратно спилить лишь большие ветви, а затем быстро разойтись по домам. Мне повезло: подростки сдержали слово, а полиция была занята чем-то иным. Но вообще-то за подобный проступок можно схлопотать приличный штраф. Классический и благопристойный способ - получить разрешение в лесничестве, выбрать подходящую березу, срубить собственными руками, а затем привезти в город. Можно приобрести дерево в специальных пунктах продажи, которые открываются утром 30 апреля. В среднем одна береза стоит 10-20 евро. Для тех, у кого нет времени ездить по лесничествам, лет шесть назад в регионе Северный Рейн - Вестфалия появились специальные службы онлайн-доставки майских деревьев. Объем услуг зависит от бюджета, самый дешевый вариант - украшенную картонным сердцем и лентами березу размером от трех до пяти метров привезут на склад, где ее заберет влюбленный. В комплект уже входят веревки и крепления, обойдется это примерно в 40 евро. За 190 евро деревья украсят светодиодной подсветкой и доставят в полночь по нужному адресу.

 

Немецкий шабаш, или Ура, выходной!

По древнему германскому поверью, Вальпургиева ночь - накануне 1 мая - является главным праздником ведьм. В эту ночь они собираются вокруг своего повелителя-сатаны. Происходит все в Гарце на высокой горе Броккен (Brocken), или, как ее еще называют, Блоксберг (Blocksberg).

Что касается названия, то ночь главного шабаша носит имя католической монахини Святой Вальпургии, скончавшейся в Германии в 777 году. В списке святых Римско-католической церкви ее день - 1 мая. Название праздника, как вы теперь понимаете, никакого отношения к ведьмам не имеет.

Первоначально праздник отмечался в первую ночь полнолуния в период между днем весеннего равноденствия и летнего солнцестояния. Нынче же тот факт, что 1 мая является в Германии, как и во многих других странах, выходным днем, лишь способствует дальнейшей популяризации этого праздника со всеми вытекающими последствиями. Одно из них: в этот день профсоюзы и различные партии организуют традиционные демонстрации и митинги.

«Нам хлеба не надо, работу давай...»

Думаю, многие, чье счастливое детство пришлось на семидесятые и начало восьмидесятых, помнят этот лозунг. Буквально на днях я вспомнила о нем снова. Причиной тому послужила речь председателя Объединения немецких профсоюзов Михаэля Зоммера. Цитирую: «Дорогие коллеги, 1 мая в этом году проходит под лозунгом: «Мы хотим хорошей работы, работы, которая хорошо оплачивается, которая дает уверенность в завтрашнем дне и социальную безопасность. Работы, которая основана на уважении человеческого достоинства в каждодневной жизни...».

Кстати, за последние годы число членов профсоюзов в Германии сократилось наполовину, еще в 2010 году, например, оно превышало 6 миллионов человек. Понятно, что именно по этой причине первомайские митинги и демонстрации собирают все меньше трудящихся. В прошлом году, например, по всей Германии их было всего 464 тысячи. Если верить версии профессора социальной истории Клауса Тенфельде, очень обширная пролетарская среда сошла в Германии почти на нет. Дело в том, что квалифицированные рабочие, которые были костяком первомайского движения, сегодня относятся к среднему классу.

 

Кино и немцы

Кроме березок и демонстраций в Неметчине имеются и другие новости. Так, в мае в городе Оберхаузене состоится фестиваль короткометражных фильмов. Более 470 киноработ режиссеров со всего мира будут продемонстрированы в этом городе с 5 по 10 мая, 141 из них - конкурсные. В мае любителей кино ожидают и другие интересные события. Это Международный фестиваль анимационного фильма в Штутгарте и фестиваль документального кино DOK.fest в Мюнхене.

С 6 по 22 мая в Берлине пройдет фестиваль «Театральные встречи».

На эти дни почти все отели в городах заполнены до отказа - немцы любят не только пиво, сосиски и футбол, они любят и кино.

В начале мая исполняется 125 лет берлинскому Кудамму. Для тех, кто не в курсе, поясню: Кудамм - знаменитый берлинский бульвар, с незапамятных времен считающийся олицетворением роскоши и блеска. Здесь встречались фабриканты и банкиры, профессора и адвокаты, артисты и художники. Кудамм был настоящим центром развлечений - средоточием театров, кино, кафе. Кудамм символизировал «золотые» двадцатые годы XX века. После падения Берлинской стены бульвар и его блеск поблекли, центром внимания стали Александрплатц и Потсдамская площадь. Но в последние годы жизнь на бульваре снова забила ключом. Кудамм вновь стал популярным местом прогулок, шопинга, развлечений и магнитом для инвесторов.

На немецком же рынке труда - свои постановки. С 1 мая в Германии прекращают действовать ограничения на приток рабочей силы из восьми восточноевропейских стран, присоединившихся к Евросоюзу в 2004 году. Речь идет о Польше, Чехии, Словакии, Словении, Венгрии, Латвии, Литве и Эстонии. С начала мая гражданам этих стран не надо будет больше запрашивать разрешения на работу в Германии.

 

Высококвалифицированным специалистам - райские условия

Настольный футбол, бесплатные напитки и выпечка, массаж в обеденный перерыв - все вышеперечисленное знакомо нам по ярким картинкам из мира крутых стартапов. Это и компенсация за труд, и приманка для новых сотрудников, ищущих особенное место работы. Увеличивать бюджет на мотивацию теперь приходится и крупным компаниям. Во многих сферах элементарно не хватает квалифицированных работников, так что речь уже идет не о поиске лучших из лучших. Как показал опрос, проведенный Bitkom, среди 800 руководителей фирм и менеджеров по персоналу в Германии, гибкий рабочий график, возможности повышения квалификации и новейшие смартфоны и ноутбуки, которыми можно пользоваться и в личных целях, теперь относятся к стандартным предложениям работодателей. Служебный автомобиль, еще недавно важный символ статуса, уже не в моде. Лишь 12 процентов компаний используют его как важный аргумент для того, чтобы склонить нового сотрудника к заключению договора. Почти каждая десятая компания предлагает зарплату выше средней. Два процента фирм готовы сделать одноразовую доплату к окладу в первый месяц работы. Почти каждый пятый работодатель помимо государственной пенсии предлагает производственное пенсионное страхование, которое включает в себя, в частности, пенсию за выслугу лет, пенсию по инвалидности в случае полной или частичной нетрудоспособности, пенсию в случае потери кормильца.

Но, разумеется, не будем обольщаться и думать, что подобные шикарные условия труда существуют для всех профессий в Германии. В благополучной Неметчине есть немало сфер и областей, сотрудникам которых подобное и не снилось. Например, в мясной промышленности ФРГ часто можно встретить особую категорию рабочих, которым работодатели выплачивают минимальную зарплату и нещадно эксплуатируют. Речь идет о нанятых по лизингу временных сотрудниках.

И хотя в это сложно поверить, не позавидуешь и молодым немецким ученым. Тем, кто решил посвятить себя науке, предстоит тернистый путь: неполные ставки, временные контракты, сверхурочные, так как работы в немецких вузах непочатый край, а перспективы неопределенные и туманные. Коли повезет, можно проработать научным сотрудником на кафедре целых шесть лет (больше не положено!). Если за это время наряду с преподаванием, административной нагрузкой и организационными поручениями успеешь защитить диссертацию, это большой успех. Таковы реалии немецкого научного мира. Более 80 процентов трудовых контрактов для научных сотрудников в вузах ФРГ временные, таковы результаты опроса, проведенного Министерством образования и научных исследований Германии. Примерно треть договоров в университетах и высших школах прикладных наук заключается на срок меньше года.

В этом году волна возмущения наконец-то докатилась и до Берлина. Правительство, если верить новостям последних дней, планирует реформировать закон о заключении трудовых договоров.

Остается надеяться, что планирование не затянется на годы. 

Светлана Фельде

Поделиться
Следуйте за нами