На второй год

В рубрике Новость дня - 2020-11-13

Алла Иванилова
До начала второй четверти остаются считаные дни, но родители, учителя и дети до сих пор точно не знают, в каком формате школы продолжат свою работу. Неопределенность рождает различные слухи

Напомним, что новый учебный год для казахстанских школьников начался в онлайн-формате. Власти обнадеживали родителей и учителей, что дистанционное образование - временная мера на период первой четверти. А глава государства, выступая на совместном заседании палат парламента, поручил правительству разработать порядок возврата к очной форме обучения с соблюдением всех санитарных норм.

Пока школьники на каникулах, этот вопрос решается. Министерство образования и науки РК заявило, что готово к любому формату, но окончательное решение будут принимать государственные санитарные врачи в зависимости от складывающейся эпидемиологической ситуации на территории региона и в целом по республике.
Еще 26 октября Межведомственная комиссия (МВК) приняла решение перевести со второй четверти на традиционный формат обучения городские и сельские школы с контингентом до 300 учащихся (ранее разрешалось не более 180), а также по заявлению родителей разрешить обучение в дежурных группах учеников 1-5-х классов, в международных школах - до 7-го класса. При этом обязательно соблюдение санитарно-дезинфекционного режима, масочного режима, шахматной рассадки и социальной дистанции.
Министерство образования и науки РК до этого давало прогнозное количество детей по форматам обучения во второй четверти. Так, в дистанционном формате будут учиться 2,2 миллиона школьников, в традиционном формате - 1,2 миллиона, в том числе более 800 тысяч - в дежурных классах (1-5-е классы), в малокомплектных 4010 школах - 434 тысячи учащихся, в 13 международных школах - около трех тысяч учащихся (1-7-е классы).
Однако, учитывая, что в отдельных регионах растет число случаев заражения COVID-19 и карантинные меры усиливают, в Минздраве сообщили, что формат проведения учебного процесса во второй четверти будет конкретизирован к 16 ноября. В частности, предполагается, что там, где ситуация благополучная, скорее всего, школы будут работать в утвержденном МВК режиме. В регионах, которые находятся в “красной” зоне, формат обучения скорректируют. (В “красную” зону входят Восточно-Казахстанская и Павлодарская области, в “желтую” - Нур-Султан, Западно-Казахстанская, Костанайская, Акмолинская и Северо-Казахстанская области.) Таким образом, неопределенность может сохраниться до последних дней каникул.
Между тем главный санитарный врач Алматы Жандарбек Бекшин подписал новое постановление о карантинных мерах в городе. Так, согласно документу, разрешается со второй четверти 2020/21 учебного года обучение в традиционном формате в городских школах с контингентом до 300 учащихся, с численностью детей в классах до 15 человек; обучение в городских школах в дежурных классах учеников 1-5-х классов, в международных школах - до 7-го класса по заявлению родителей (не более 15 детей в классе).
Однако стоит учесть, что в крупных городах школы, где обучаются 300 учащихся, - большая редкость. В основном учебные заведения рассчитаны на 1200-1500 учащихся, да и те переполнены почти в два раза. Поэтому для большинства городских учащихся, надо полагать, ничего не изменится, и они продолжат учиться дистанционно. Получается, к поручению главы государства чиновники подошли формально (мягко говоря, а если выражаться прямо, то иначе чем профанацией идеи возвращения к традиционному формату это не назвать). Учитывая, что в республике 3,4 миллиона школьников, из них большинство - 2,2 миллиона - продолжат дистанционное обучение. Почему взята планка “школы с контингентом до 300 учащихся”? Чем руководствовались чиновники? Площадью зданий, количеством кабинетов? Никто не аргументировал это решение. Если учитывать, что с каждой четвертью “квота” для школ, где разрешен очный формат, будет увеличиваться всего на 120 человек (первоначально - не более 180 учащихся, теперь - 300), то городские школьники в этом учебном году не вернутся за парты.
А ведь в старших классах организовать обучение проще, чем в начальных. Там преподают предметники, а значит, у администрации школ больше возможности составить расписание так, чтобы дети практически не пересекались друг с другом.
Кроме того, несмотря на принятые меры, как сообщил вице-министр здравоохранения, Главный государственный санитарный врач страны Ерлан Киясов, с начала учебного года 825 школьников заразились коронавирусом, среди них 261 - это те, кто обучается в дежурных классах, и 564 - на дистанционном обучении. Таким образом, больше заболевших среди тех, кто учится дома онлайн. Хотя первоначально были опасения, что именно школы станут “рассадником” болезни. Получается, нет смысла закрывать учебные заведения - заболеть можно где угодно. Во многих зарубежных странах это уже поняли и, несмотря на угрозу распространения COVID-19, на первое место ставят образование, воспитание и психическое здоровье детей.

Всю первую четверть учащиеся продолжали осваивать азы дистанционного обучения. При этом, учитывая возрастные особенности детей и пожелания родителей, в школах функционировали дежурные классы для учеников 1-4-х классов с соблюдением всех санитарных требований. В этом учебном году в начальных классах учится более одного миллиона детей, 60 процентов которых по заявлениям родителей начали учебу в дежурных классах, где не более 15 человек. В целом в стране насчитывается более семи тысяч школ, из которых почти три тысячи работали в традиционном формате. В основном это отдаленные малокомплектные школы, в каждой из которых обучается не более 180 детей. Такое решение принято санитарными врачами регионов. При этом в первой четверти в дистанционном формате обучались 2,4 миллиона учеников.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами