В Европе явно назревает водородный бум. Во всяком случае, в разных странах к нему начинают активно готовиться. В последнее время в СМИ появляется все больше сообщений о пилотных проектах с водородом - и все чаще мелькает химическое обозначение этого газа: H2
Германия претендует на титул «водородная держава номер один», ибо здесь началось сооружение крупнейшей в мире установки по производству водорода методом электролиза и стартует эксперимент по частичному замещению водородом природного газа в отоплении жилья.
Европа, в том числе и Германия, всерьез озабочены скучными, на первый взгляд, темами: изменение климата, глобальное потепление и охрана окружающей среды от самого главного виновника ее уничтожения. Но темы, если вдуматься, относятся к категории самых насущных.
Пугающие перспективы
Человек так устроен: все, что случается где-то там, не на его улице, не в его личной жизни, кажется не таким уж драматичным и, как минимум, слегка преувеличенным. Мы не будем углубляться в столь философские темы, а скажем просто: грозящие человечеству неприятности (мягко говоря), связанные с потеплением климата, уже на соседней улице. Например, первым ледником, проигравшим борьбу с потеплением, стал ледник в Исландии, Окйекюдль. Таяние глетчеров в других частях мира продолжает ускоряться. Ледник Туэйтса, часть ледникового покрова Западной Антарктиды, считается наибольшей угрозой для уровня Мирового океана. Если он рухнет из-за потепления, уровень воды сразу поднимается на 65 сантиметров, а это приведет к затоплению прибрежной части суши и гибели людей. Ледник Грей в Чили, третий по величине после Антарктиды и Гренландии, также начинает таять. Ученые предполагают, что к концу этого столетия потепление уничтожит две трети альпийских ледников. Под угрозой и ледники на горе Килиманджаро.
Нетрудно догадаться, что помимо таяния ледников нам грозит засуха и исчезновение некоторых видов растений и животных. Трагический список может быть, увы, достаточно длинным.
В 2015 году 197 государств подписали Парижское соглашение по защите климата и взяли на себя обязательства по борьбе с глобальным потеплением. Те самые плюс два градуса потепления, о которых говорят ученые, на самом деле не так уж и безобидны. Существует допустимый лимит повышения температуры, он составляет полтора градуса, но соблюсти его - задача сверхсложная. Глобальное потепление происходит из-за катастрофически увеличивающегося объема выбросов СО2. Например, в конце 2018 года в атмосферу было выброшено почти 55 с половиной гигатонн парниковых газов. При таких выбросах углекислого газа к концу нашего столетия температура может повыситься не на два, а на три с лишним градуса, что приведет к разрушительным последствиям для планеты, на которой жить нашим детям, внукам и правнукам...
Ответственными, а если говорить прямо, то виновниками растущего объема выбросов СО2 в атмосферу являются прежде всего страны «большой двадцатки». Суммарный объем выбросов, произведенных ими, составляет 43 гигатонны, а это 78 процентов от всего объема углекислого газа, попавшего в атмосферу в позапрошлом году. Страны с быстро развивающейся экономикой также производят огромный объем выбросов парниковых газов, но ожидать от них сокращения эмиссий наивно и бесполезно. Такие страны озабочены вопросами развития экономики, а не сохранением климатического равновесия и благополучием земного шара.
Полностью прекратить выброс углекислого газа в атмосферу невозможно без полного перехода на альтернативные источники энергии.
Немцы настроены решительно: сегодня в стране делается все для сокращения выбросов и производства энергии из возобновляемых источников.
Изменение культуры поведения - первый шаг в борьбе с экологическими катастрофами
Звучит как лозунг, но только иное поведение и отношение к этой проблеме - как на личном, так и на государственном уровне - может предотвратить катастрофу.
Жители Германии всерьез озабочены глобальным потеплением и настроены весьма решительно в плане защиты климата. Они готовы за это платить. А уж если рачительные и прижимистые немцы готовы платить - это говорит о многом. В первую очередь, об изменении модели поведения по отношению к земле, на которой они живут. Начиная от отказа использовать химические удобрения и заканчивая автомобилями, на которых они ездят.
Не так давно в немецком языке появился новый термин - Flugscham, дословный перевод - стыд за полет. То есть речь идет об угрызениях совести, которые испытывают авиапассажиры, осознающие, что каждое совершенное ими воздушное путешествие ведет к выбросам в атмосферу углекислого газа. Это не значит, что немцы перестали путешествовать, но тем не менее в последние годы в стране сделались очень популярными велопутешествия и походы пешком.
Кстати, до немецкого слова Flugscham еще в начале 2018 года появилось аналогичное шведское Flygskam, и при этом вовсе не из-за Греты Тунберг. Когда ее имя еще никто не знал, бывший биатлонист, олимпийский чемпион Бьерн Ферри, ставший спортивным комментатором одного из шведских телеканалов, объявил, что ради защиты климата впредь будет ездить в командировки только на поездах, как бы долго это ни длилось.
Прошлой весной проводился опрос компании интернет-бронирования отелей Booking. Выяснилось, что более семидесяти процентов немецких граждан считают, что при планировании путешествий непременно нужно учитывать экологические аспекты, чтобы сохранить планету для будущих поколений.
Социологический институт YouGov задал гражданам страны вопрос: «Как вы относитесь к идее внести защиту климата в качестве государственной задачи в Основной закон?». «Очень хорошо» ответили 34 процента, 24 - «хорошо», отрицательно и резко отрицательно к внесению в Конституцию ФРГ такого изменения отнеслись лишь 11 процентов опрошенных.
Разумеется, не все немцы готовы приносить материальные жертвы ради защиты климата - и далеко не во всех сферах. Тем не менее все больше жителей страны - около восьмидесяти процентов домашних хозяйств - хотели бы как-то изменить свое энергопотребление. Каждое второе хозяйство готово увеличить в домашнем энергобалансе долю возобновляемых источников энергии. Невзирая на то, что их использование обходится пока дороже, чем электроэнергия из ископаемого сырья.
Эпоха электромобилей
Начиная с 2035 года на европейских дорогах можно будет увидеть только климатически нейтральные легковые автомобили. Такое окончательное и бесповоротное решение принял Европарламент.
Большинство евродепутатов - социал-демократы, «зеленые» и либералы - высказались за фактический отказ от двигателей внутреннего сгорания. Электромобили с аккумуляторами или водородом в качестве источника энергии должны доминировать на рынке с 2035 года, сказал представляющий либеральную группу «Обновить Европу» евродепутат из Нидерландов Ян Уитема, который был основным докладчиком по законопроекту. Нидерландский депутат считает, что обозначенные в документе четкие временные рамки дают возможность перестроиться и адаптироваться к новым условиям, а самое главное - климат будет защищен.
В середине февраля этого года Еврокомиссия представила новый законопроект по дальнейшему сокращению выбросов углекислого газа тяжелыми грузовиками и автобусами на 90 процентов к 2040 году. Однако в отличие от легковых автомобилей фактический запрет на двигатели внутреннего сгорания он не предусматривает.
Немецкая автомобильная промышленность и Министр транспорта Германии Фолькер Виссинг критикуют предложения Еврокомиссии о введении стандарта Евро-7 и называют их слишком амбициозными.
Соответствие стандарту Евро-7 потребует больших инвестиций в технологию привода, которая в любом случае должна будет исчезнуть с рынка через десять лет, чтобы раз и навсегда освободить место для электромобилей.
«Нынешние предложения требуют больших затрат, технологически небезопасны и связаны с регистрационными рисками» - так считает Хильдегард Мюллер, президент Ассоциации немецких автопроизводителей. Напомним: автопроизводители Германии уже не смогли выполнить часть требований стандартов Евро-5 и Евро-6 и в некоторых случаях использовали незаконное программное обеспечение для манипуляций с дизельными автомобилями при проведении экологических тестов или для отключения фильтров во время эксплуатации. В этих скандалах оказались замешаны немецкие автопроизводители - Volkswagen, Audi и Porsche. Пострадавшим покупателям автомобилей, экологические тесты которых были сфальсифицированы, были выплачены компенсации. Эта история вызвала волну негодования тех немцев, которые ратуют за максимум конкретных действий для защиты климата.
Более строгий стандарт Евро-7 еще должен быть утвержден странами-членами ЕС и Европарламентом.
А пока немецкий Mercedes-Benz начал осваивать новое «месторождение сырья». Добывать кобальт, никель, марганец и литий производитель легковых «Мерседесов» будет в густонаселенной части федеральной земли Баден-Вюртемберг, в которой расположены его штаб-квартира и ряд ключевых предприятий. И извлекать эти металлы он будет не из земли. В Куппенхайме 3 марта 2023 года был дан официальный старт строительству завода по утилизации основного элемента электромобилей - аккумуляторных батарей. Лиха беда начало. Немцы гордятся этим вкладом в сбережение природных ресурсов. И вообще, в своей борьбе за экологию бюргеры считают самый незначительный вклад стоящим и важным.
Быть экологичным выгоднее
Германия выделяет 170 миллионов евро на помощь развивающимся странам в ликвидации ущерба от последствий изменения климата. Канцлер Шольц назвал эти миллионы глобальным зонтиком от климатических рисков. К 2025 году, обещает канцлер, Германия удвоит свой вклад в международную защиту лесов - с одного до двух миллиардов евро.
К 2038 году Правительство ФРГ намерено полностью прекратить использование угля в электроэнергетике. Руководство страны намерено ускоренными темпами закрывать те предприятия, что работают на импортном каменном угле. За свертывание добычи бурого угля регионы получат многомиллиардные компенсации. К 2030 году 65 процентов потребляемой в Германии электроэнергии должно производиться с помощью ветра и солнца. Среди мер стимулирования развития возобновляемых источников энергии - повышение материальной заинтересованности местных органов власти для установки на своей территории ветрогенераторов. Предполагается, что эта материальная заинтересованность должна перевесить: предприятиям станет дешевле платить за вклад в сохранении экологии, чем за сертификаты на выбросы СО2.
Не обошло вниманием Правительство и такой важный участок, как строительство домов. Чем больше в здании применяется энергосберегающих технологий, тем меньше энергии требуется для его отопления. Поэтому отныне всем домовладельцам за установку в домах энергосберегающих стеклопакетов и теплоизоляцию стен и крыш предоставляют существенные налоговые льготы.
Эксперименты с водородом в газовой сети
Немцев - и европейцев в целом - водород привлекает прежде всего из экологических соображений. При использовании H2 в атмосферу не выделяется углекислый газ CO2, самый большой виновник в парниковом эффекте и глобальном потеплении, так что более широкое внедрение водородных технологий поможет странам ЕС выполнить обязательства, взятые на себя в рамках Парижского соглашения по климату. Германия, к слову, их тоже пока не выполняет.
Но есть и экономический интерес. Он связан с тем, что использование такого возобновляемого источника энергии, как водород, снижает потребность в ископаемых энергоносителях, чаще всего импортируемых (в том числе из России). Например, в нефти и нефтепродуктах, на которых работают дизельные локомотивы на не электрифицированных маршрутах. Процесс получения «зеленого водорода» технически весьма простой, но очень энергоемкий. Но если использовать для него излишки электроэнергии, вырабатываемой из возобновляемых источников, - ветер и солнце, то получается безвредное для климата топливо, произведенное без выбросов в атмосферу CO2.
Миллиардных убытков можно избежать
Изменение климата в одной только Германии может нанести ущерб на сумму до 900 миллиардов евро к 2050 году. Об этом на прошлой неделе писала немецкая газета Handelsblatt со ссылкой на результаты исследования, проведенного по заказу Министерства экономики и защиты климата ФРГ. Статс-секретарь при Министерстве по вопросам экономики и защиты климата Штефан Венцель считает, что каждый евро, вложенный в защиту климата, снижает экономические затраты, которых не избежать в будущем в результате экстремальных погодных явлений.
Светлана Фельде