Байконур стал камнем преткновения между Казахстаном и Россией - спорная ситуация, возникшая вокруг реализации совместного проекта «Байтерек», берущего свое начало еще в 2005 году, вызвала нешуточные дебаты на межгосударственном уровне. И если эксперты и политологи в аресте имущества дочерней структуры Роскосмоса усмотрели изменение уровня взаимоотношений Астаны и Москвы, то в казахстанском профильном ведомстве сослались на то, что «подобные ситуации - вполне обычное явление, когда две компании не могут достичь компромисса и обращаются в суд»
Напомним, речь идет о создании ракетно-космического комплекса на космодроме Байконур. Казахстанская сторона в рамках этого проекта была ответственна за создание наземной части - это стартовый комплекс, технические средства для обслуживания старта. Российская сторона в этом случае выступала разработчиком и поставщиком ракетоносителя «Союз-5».
То есть Казахстан отвечал за наземную часть, Россия - за часть ракетную. Реализацией совместного предприятия с казахстанской стороны занималось АО «СП «Байтерек», с российской стороны головная организация - Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры. А непосредственно ЦЭНКИ - это дочерняя структура Роскосмоса.
Договор между двумя компаниями был заключен в октябре 2020 года. На сегодняшний день выполнен эскизный проект космического комплекса, частично разработана конструкторская документация. На основе этой документации должно было производиться космическое оборудование. При этом сам проект должен был быть реализован не с нуля, а на основе стартового комплекса РН «Зенит», который эксплуатировался еще в период СССР. По сути, речь шла о модернизации комплекса.
Само же строительство космического ракетного комплекса «Байтерек» планировалось начать в конце 2022 года, а начало летных испытаний было запланировано на декабрь 2024-го. Однако из-за проблем с технической документацией сроки строительства перенесли еще на год, о чем в июне 2022 года заявил Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин.
- Есть план, но сроки чуть сдвигаются в связи с подготовкой технической документации, так как есть определенные моменты, по которым приемка ведется сложно. Но это не связано с другими причинами, и этот комплекс нам нужен для того, чтобы сохранить актуальность Байконура, - подтвердил тогда глава аэрокосмического министерства.
Однако не далее как 6 марта текущего года журнал «Все о космосе» опубликовал сообщение, что «Казахстан арестовал имущество дочерней компании Роскосмос АО «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ), которой теперь запрещено выводить материальные ценности и активы из Казахстана».
После чего ситуация попала под прицел российских СМИ, которые стали выдвигать различные версии происходящего вплоть до того, что «причиной ареста послужил личный конфликт нового главы Роскосмоса Юрия Борисова с Министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдатом Мусиным».
Тогда как некоторые казахстанские СМИ попытались связать скандал с «весьма нервной ситуацией, связанной с задержкой по строительству стартовой площадки и общей атмосферой вокруг России, в том числе и с антироссийскими санкциями», из-за этого якобы «Казахстан не сможет использовать российские ракеты для коммерческих пусков, как предполагалось ранее, поэтому и пытается дистанцироваться».
- На самом деле эта ситуация - своеобразный маркер, как поменялся Казахстан. Сейчас все-таки казахстанские эксперты, казахстанская сторона начинают отстаивать национальные интересы. Идет прогресс в этом направлении. Потому что раньше такого не было. При этом все делается в рамках договоров, законов. Спокойно, рационально, без ухудшения двусторонних отношений, - заявил политолог Жаксылык Сабитов.
Однако министр Багдат Мусин в кулуарах прошедшего в минувший вторник заседания Правительства со своей стороны заявил, что «арест не касается имущества всего комплекса «Байконур», а только имущества ЦЭНКИ на территории РК».
- Вопрос не в том, что арестовано. Были определенные судебные процессы. Это два предприятия: с одной стороны, АО «СП «Байтерек», а с другой - ЦЭНКИ. У них были судебные процессы в арбитражном суде МФЦА, по итогам которого МФЦА вынес определенное решение, но это не касается имущества всего комплекса «Байконур», это касается ЦЭНКИ, его имущества на территории РК, - подтвердил глава ведомства. Добавив, что «сейчас, чтобы урегулировать ситуацию, проводятся переговоры, но это не значит, что итоговое решение уже принято».
Как бы там ни было, имущество ЦЭНКИ действительно арестовано. И, согласно судебному решению, причиной послужило невыполнение российской стороной контрактных обязательств, в частности отсутствие оценки воздействия на окружающую среду ракеты «Союз-5» на месте строительства проекта «Байтерек». Так что теперь АО «ЦЭНКИ» должно выплатить Казахстану почти 13,7 миллиарда тенге. По мнению экспертов, исполнение этого решения в будущем может не только поставить под сомнение само существование ракеты «Союз-5», но и повлиять на космическое сотрудничество Казахстана и России.
Насколько серьезно? Внятного ответа на этот вопрос, в том числе и от МЦРиАП РК, так и не поступило. Однако стало известно, что «дочка» Роскосмоса намерена обжаловать решение суда.
В Астане 15 и 16 марта находилась делегация Роскосмоса во главе с заместителем генерального директора Сергеем Савельевым.
Обе стороны подтвердили намерения о дальнейшей реализации проекта «Байтерек» и пытаются найти выход из ситуации. От того, удастся это или нет, зависит не только судьба самого проекта, но и, возможно, всего Байконура.
Что касается вероятного конфликта, то, как прокомментировал Orda.kz вице-министр МЦРИАП Малик Олжабеков, информация о конфликте между руководителями космических агентств не более чем «художественный вымысел и выдумки».
Ольга Шишанова