Визит американского госсекретаря вызвал у казахстанцев смешанные чувства. Охотники до «заморских печенек» азартно потерли руки, любители поразмыслить почесали затылки, власти дежурно послали миру хорошую мину - чтоб и себя показать, и никого не обидеть. Большинство же граждан вряд ли как-то отреагировали на происшествие - других забот хватает.
Для чего Казахстан Америке? Мы ведь не Мексика какая-то и даже не Бразилия - находимся на глобусе аккурат в антиподе к США, в самом центре Евразии. В этом и состоит ответ. Казахстан для Америки в первую очередь вожделенный географический клин промеж двух главных для него супостатов - России и Китая. От возбужденных такой географией мечтаний, понятное дело, у заокеанского внешнеполитического ведомства текут обильные слюнки. Отсюда все эти дружеские похлопывания, целлулоидные улыбки и лукавые заявления.
А что такое Америка для Казахстана? Источник инвестиций, светоч демократии, форейтор прогресса, стратегический партнер? А вот тут вопрос интереснее. Чтобы ответить, нужно понимать, а что такое Америка вообще. Впрочем, это не сильно сложно, если привлечь для аргументации не только историю, но и географию.
Колумб Америку открыл. И зря!
В чем сила, брат? Типовой ответ на этот культовый вопрос культурного человека не предполагает какого-то особого умничанья. Сила? В силе! Ясно и доходчиво. А если после этого у кого-то возникают сомнения, если кто-то требует веских доказательств и очевидных подтверждений, то и тут не заржавеет. Пригнут, поставят в позу стартующего спринтера и… Так что рванешь вприпрыжку впереди собственного визга! Сила, особенно когда она без соответствующего ума, демонстрирует свои потенции споро и убедительно. Она - как «Буря в пустыне». Как «Шок и трепет». Как «Несокрушимая свобода». Как безграничное правосудие.
Итак - про Америку. Если бы география Земли ограничивалась Старым Светом (а сие понятие включает в себя вовсе не одну Европу, как в последнее время стали преподносить СМИ), то Колумб, отправившись в поисках мечты за убегающим солнцем, добрался бы до своей заветной Индии и вернулся бы домой нагруженный золотом, специями и рабами, так ничего толком и не открыв. И это стало бы изрядной удачей для земной цивилизации. Потому что очевидно - в случае отсутствия Америки реалии и критерии нашего существования и сосуществования на этой планете были бы совершенно иными.
Уживаясь в условиях одного гигантского сверхматерика, состоящего из Евразии и Африки, неразделенное труднопреодолимыми водными пространствами человечество (без Америки!) куда скорее сформировало в себе сносные принципы общежития. И не из каких-то дремлющих внутри нас свойств человеколюбия, а лишь из чистого прагматизма. Потому что близкие соседи, несмотря на любые обстоятельства, вынуждены в итоге мириться друг с другом и искать компромиссы. Они просто обречены жить в каком-то мире и согласии, а иначе жизнь вообще утеряет всяческий смысл.
Звездно-полосатый час
Неосознанно открытая Колумбом Америка стала своего рода бомбой. Бомбой замедленного действия, подложенной под стабильный миропорядок. Фитиль тлел изначально, пока не появилось государство, которое сумело выжать все из своего преимущества, предопределенного географией. И это - Соединенные Штаты Америки.
Появление США, несмотря на всю неизбежность, было процессом длительным и не одномоментным. Прежде чем взяться за перестройку мира под свои потребности, необходимо было накопить силы и решить несколько местных геостратегических задач. Очистить собственную территорию от беспокойных аборигенов, завести взамен них безропотных (в те времена) негров, угомонить аппетиты всех прочих притязателей на эту «чистую землю», установить безоговорочную гегемонию в своем латиноамериканском подбрюшье. Со всеми этими задачами Штаты справились к концу XIX века. Вот тогда-то и наступил их звездный час.
Двадцатое столетие стало временем практического поиска американцами идеальных инструментов для использования своих географических преимуществ, позволявших быть везде и лезть во все (что только приносило выгоду и сулило прибыль), находясь при этом на безопасном расстоянии.
Тут-то и выяснилось, что несказанная благодать разливается над США каждый раз, когда где-то в Старом Свете случается очередной раздрай и раздается смачный треск проломленных черепов и выдираемых с мясом чубов. Ведь за океаном не слышно ни треска, ни воплей, ни стонов, ни свиста, ни разрывов. Все звуки перекрывает возбуждающий шелест вожделенных купюр с портретами легендарных президентов, этого истинного мерила ценностей и единственного критерия правоты в этой отдельно взятой стране.
Кому - война, а кому - шуршание зеленых!
Особенно сладостными для американцев оказались две мировые войны. В первую, потеряв, по разным данным, от 55 до 70 тысяч человек (!), Штаты, по утверждению некоторых источников, сумели сосредоточить в своих руках до 40 процентов мировых золотых запасов и долговых обязательств на 12 миллиардов долларов (тогдашних!). Но, даже если не верить в эти цифры, Первая мировая война принесла США немалые экономические преференции для продолжения своего доминирования - основные конкуренты выбыли из конкурентной борьбы на долгие годы. Нищая Европа лежала в руинах, а три империи вообще приказали долго жить. Вот как надо воевать!
Про Вторую мировую можно вообще промолчать. Вмешавшись в европейскую свалку в нужное время (как и в Первую мировую, это произошло, когда запахло дележом добычи: репарациями, контрибуциями и другими приятными вещами), а до того по обыкновению «помогая материально», и из этой мировой свары Штаты вышли основным экономическим победителем.
Нельзя забывать, что результатом войны стало еще и крушение всей старой колониальной системы, которая позволяла европейцам веками накачивать свои экономики дешевыми продуктами со всего света и гордо раздувать ноздри в отстаивании «общечеловеческих ценностей». Это не сейчас, а по большому счету тогда Европа оказалась сброшенной со счетов в вопросах мирового влияния.
Смертоносный апофеоз
Некоторое время всемерному апофеозу Америки сильно мешал Советский Союз. Причем, понимая природу настоящей силы Америки, СССР с помощью глобального оружия успешно угрожал основам основ американской невозмутимости - ее географической труднодоступности. Истерика американцев во время Карибского кризиса - яркое тому подтверждение.
С исчезновением последнего достойного супостата, на которого приходилось обращать внимание, США вступили в тот вожделенный период своей истории, к которому в течение нескольких столетий приближала страну собственная география. Теперь стесняться было уже некого и незачем. Америка наконец достигла своего географического детерминатива.
Отныне жителям Старого Света была уготована долгая эра Воюющих царств. Эпоха перманентного Хаоса, который в одинаковой степени захватывал всех - как тех, кто еще огрызался, так и тех, кто послушно повиливал хвостами. И процесс пошел. И идет по нарастающей.
Сколько времени планета протянет в таком подвешенном состоянии? Любопытно в этом отношении вспомнить футурологические прозрения писателей-фантастов минувшего века. В конце всего, после страшных войн, мир делился-таки на два государства. По земным полушариям. Далее мнения авторов расходились.
По мнению советских фантастов (и иже с ними), противостояние заканчивалось неминуемым крахом Запада. И на Земле наступала эпоха всеобщего благоденствия и счастья (братство, равенство и торжество разума). По мнению западных партнеров, история неизменно завершалась крахом Востока. Но на Земле все равно наступала эпоха всеобщего счастья (демократия, права человека и… торжество разума).
Была, правда, и третья точка зрения, но… Этот вариант был слишком быстрым и мрачным. Массовый читатель такого не хотел.
Кому-то может показаться, что я не люблю США. Не люблю. Но в этом случае это не имеет значения. Тут - ничего личного. Одна сплошная география. На месте Штатов могла оказаться любая другая страна по ту сторону океана. Хотя истины ради нужно признать, что именно англосаксы, вкусившие географические преимущества островной жизни и страсть к грабежу человечества еще в Британии, имели наибольшие шансы вырваться вперед.
Андрей Михайлов