Билет в один конец

В рубрике Последние новости - 2023-01-13

Отправились на заработки в Эмираты. Прошло уже две недели с тех пор, как родители двух казахстанцев потеряли сон. Их дети буквально пропали без вести, перестали выходить на связь. Благодаря одному из последних сообщений удалось зафиксировать, что в последний раз родным писали из Мьянмы. Наиболее вероятно, что из зоны «золотого треугольника», прославившегося как центр производства тяжелых наркотиков. Семьи парней переживают, что молодые люди угодили в рабство.

 

Концы в воду

Двадцатипятилетний Исламбек Казбеков из Карагандинской области уехал в Дубай по турпутевке в прошлом сентябре. Однако, будучи в Эмиратах, резко поменял планы и решил остаться на заработки. Устроился в китайскую компанию переводчиком и обещал выходить на связь с родными каждые несколько дней. Но вестей от него нет уже две недели. Получить небольшую информацию удалось лишь через чаты казахстанцев в Дубае. По сообщению других ребят, отправившихся на заработки, парень улетел с другом в Тайланд. Родные знают, что Исламбек не мог сделать этого без предупреждения.

Помимо этого с родителями казахстанца связалась новая знакомая сына в Дубае. Он, якобы, предупреждал ее о своем возможном исчезновении и проблемах. А накануне на информационном портале LIFE09 опубликовали сообщение от имени Исламбека. В письме говорится о зоне производства наркотиков на границе трех азиатских стран, а также об угрозах порабощения. Вот отрывки этого сообщения: «Мы прошли 10 постов, пока не прибыли в "Золотой треугольник". Я понял, с чем столкнулся, только когда приехал туда. Рядом со мной один казахстанский парень, два пакистанца и еще один человек. Нам сказали, что вначале мы будем переводчиками, а потом будем заниматься продажами. Говорили, что если мы не найдем нужных денег от продажи, то сами деньги заплатим. Также нам грозились, что, если мы не сможем вернуть деньги, нас будут бить, порабощать, и мы окажемся за границей. Теперь мы попытаемся вернуться. Если я не буду выходить на связь, знайте, что ситуация осложняется».

Через знакомых и соцсети семья Исламбека отыскала родственников второго казахстанца, с которым они, предположительно, вместе уехали из Эмиратов. Им оказался 23-летний Жарас из Тараза. Выяснилось, что парни пропали одновременно. Перед этим оба, видимо, на всякий случай, отправили друзьям сообщение с геолокацией откуда-то из Мьянмы, что более чем в четырех тысячах километров от Дубая.

Как рассказывает Талгатбек Шарипов, отец пропавшего казахстанца, сын рассказывал, что у него проблемы с работой. В последний раз они говорили 28-го декабря. Тогда он сказал, что на днях приедет. Попросил прислать денег, когда будет в аэропорту. С тех пор от него не было вестей. После этого уже в январе с отцом парня связалась мама Исламбека, и они начали совместные поиски.

В миграционной службе Дубая помогать отказались, рассказывают обеспокоенные родители. Там запросили копии паспортов пропавших, которых у близких, к сожалению, не оказалось. На прошлой неделе они обратились в Министерство иностранных дел. Там говорят, что обращение приняли, но ситуацию на камеру не прокомментировали.

Дома не лучше

Представители Департамента экономики и туризма эмирата Дубай во время пресс-конференции в Алматы рассказали, что в период с января по июнь 2022 года город посетили 7,12 миллиона иностранных гостей, задержавшихся в городе как минимум на ночь. Это свидетельствует о росте туристического потока более чем на 183 процента по сравнению с 2,52 миллиона туристов, побывавших в эмирате за тот же период в 2021 году.

Среди них было 113 400 туристов из Казахстана, что на 59,1 процента выше данных за аналогичный период 2021 года, когда число казахстанских путешественников достигло 67 130. Статистика показывает неуклонный рост, что позволило Казахстану занять 15-е место в топ 20 ключевых рынков для туризма Дубая. Учитывая роскошь и перспективы в ОАЭ, неудивительно, что тысячи казахстанцев стремятся остаться в этой стране. Однако это не единственное направление, в котором казахстанцы покидают родину. Надо понимать, что их великое множество и на всех из них существуют риски попасть в неприятную ситуацию.

Какое-то время назад подобный шок испытала другая казахстанка – Анель Бермаганбетова. Она попала в трудовое рабство в Лаосе. Вернуться оттуда ей помогали всей страной.

Всего в период с 2005 по 2021 год 691 казахстанец оказался в рабстве. Из них 80 процентов эксплуатировали внутри страны. То есть для того, чтобы потерять свободу, не обязательно покидать пределы отчизны.

В целом за этот период более шести тысяч граждан Центральной Азии оказались в сексуальном, трудовом или другом рабстве. Из них больше всего граждан Киргизии – 2259 человек, затем идут Узбекистан – 2037 человек, Таджикистан – 616 человек и Туркменистан – 525 человек.

Регион ЦА одновременно является источником и в меньшей степени пунктом транзита и назначения торговли людьми. Если в мире в период с 2005-го по 2021 год были проданы в рабство 6128 граждан стран Центральной Азии, то численность людей, проданных на территории этих стран – как граждан, так и иностранцев – оказалась вдвое меньше: 3316 человек.

Помимо того что 80 процентов порабощенных казахстанцев эксплуатировались внутри страны, еще 5 процентов вывезли в Россию и 4 процента в ОАЭ – это два наиболее популярных направления.

В Таджикистане ситуация аналогичная: 66 процентов порабощенных граждан попали в рабство у себя дома. Еще 19 процентов таджикистанцев оказались в России, 5 процентов – в Казахстане. Жители других государств Центральной Азии в основном оказываются в рабстве за пределами страны гражданства. К примеру, граждан Киргизии увозят в Россию – 42 процента, граждан Туркменистана в Турции – 54 процента, узбекистанцы же попадали в Казахстан – 31 процент.

 

Цена предложения

Как отмечают эксперты, к сожалению, казахстанцы часто отправляются на работу за рубеж до конца не изучив все условия. Этому способствуют такие факторы, как экономическая обстановка в Казахстане, социальное неравенство, семейные неурядицы. В основном люди ищут возможность заработать. Условия нашего рынка — требования к работнику высоки, оплата труда низкая, существует дефицит подходящих рабочих мест. Это и вынуждает наших граждан искать работу в странах, где уровень жизни и минимальная оплата труда выше. В этом смысле привлекателен нелегальный бизнес. К мигранту, как правило, нет завышенных требований. Если же устраиваться на работу официально, то есть ряд требований — рабочая виза, разрешение на трудовую деятельность за рубежом, официальный договор, знание языка и так далее. В случае же нелегального устройства — только паспорт и туристическая виза. Главное — попасть в страну.

Здесь на охоту и выходят поработители. Схема эта стара как мир: скажем, юноша или девушка ищут работу. В перерывах между поисками они отправляются в клуб и там на них выходят вербовщики, рассказывающие о хорошей жизни. В роли «агитатора» могут выступать как мужчины, так и женщины. Профессионалы находят ключ ко всем. Заманивать «на работу» молодых людей могут не только днями, но и целыми месяцами. За это время человек успевает прикипеть к своему другу и наставнику и без задней мысли соглашается на работу.

Сказка заканчивается не всегда быстро. Даже тогда, когда человека уже устроили на работу, с ним действительно могут первое время хорошо обходиться и платить приличные деньги, однако нужно быть готовым к тому, что с вас «спросят».

Так, незаметно для человека у него могут изъять паспорт, иногда под предлогом регистрации. Иногда преступники стараются сделать все «официально»: подписать договор. Надо понимать, что он будет фиктивным. В конце концов человека подставляют на деньги и заставляют отрабатывать. Как именно – вопрос другой. В случае с женщинами речь в основном идет о секс-индустрии. Им прямо говорят, что в день должно быть определенное количество клиентов. Если не выполняют план, то их наказывают. Если бордель «элитный», то не избивают, потому что лицо девушки — товар, а любые ссадины могут оттолкнуть клиента. Если бьют, то не кулаком, а ладонью, и не по лицу. Иногда опускают электрошокер в ванну или держат в холодной воде несколько часов, морят голодом.

Таким же образом похищают и молодых девочек, еще школьниц. В основном под предлогом обучения. Обманным путем, подделывая доверенность или вводя опекунов в заблуждение. В основном их убеждают, что их ребенка отправят учиться в солидную школу. При этом преступники открывают лжепредприятия, изучая законы и возможности их обхода. Как правило, за рубежом 13-летние дети ценятся особенно дорого.

Осложняет ситуацию то, что действующее ныне законодательство имеет пробелы, поддерживая существование нелегальных схем. К примеру, у нас есть агентства по трудоустройству, они работают официально. Однако минус в том, что эти организации не лицензируются.

С 2008 года лицензирование организаций по трудоустройству граждан Казахстана за рубежом убрали. Сейчас у них указана «информационная и аналитическая деятельность», они работают, открыв компании в форме ИП, ТОО. То есть даже в договорах не указывают, что будут трудоустраивать, оправдываются тем, что дают лишь информацию, а что дальше происходит с людьми, они как бы не знают.

По факту, если такие конторы и замешаны торговле людьми, невозможно привлечь их к ответственности. Будь у таких компаний по трудоустройству лицензирование, организация, получив лицензию, связывалась бы с лицензированными организациями за рубежом и заключала договоры. В свою очередь человек, который уезжает из Казахстана в другую страну, трудоустраивался и был бы более защищен, но с нынешними законами это невозможно. В этом смысле нашей стране предстоит глобальная работа.

Аксинья Титова

Поделиться
Следуйте за нами