Виртуальный картель

В рубрике Исследования - 2023-01-05

Зависимость бывает разной: алкогольной, наркотической, химической и даже любовной. Но самой молодой является зависимость виртуальная, которая поглощает все большее число людей разных возрастных категорий. Как не «сесть на иглу», и в ней ли дело на самом деле?

 

Цифровой наркотик

Что такое социальная сеть? В словаре говорится, что это онлайн-платформа, которая используется для общения, знакомств, создания социальных отношений между людьми, имеющими схожие интересы или офлайн-связи, а также для развлечения и работы. Как мы видим, граней у социальной сети очень много, и нельзя сказать, что все они или даже какая-то их часть показывают признаки отрицательного воздействия.

Может быть что-то плохое в том, что человек через социальные сети развивает свой бизнес? Если это не какой-то запрещенный продукт, то нет. Ведь далеко не все предприниматели имеют большой капитал, особенно если речь идет о малом или микробизнесе, позволяющем запустить собственный сайт или оплачивать дорогостоящую рекламу. В свою очередь, платформы социальной сети дают такую возможность, что является хорошим подспорьем для любого стартапа.

Помимо этого цифровые ресурсы дают возможность для саморазвития, что тоже является уникальной возможностью. Ведь в частных случаях не все могут оплатить обучение в вузе, а где-то и получить даже школьное образование. А соцсеть такую возможность дает.

Увы, есть в этом веяние современности и отрицательные стороны, поскольку нередко люди начинают погружаться в соцсети чрезмерно, проводя в приложениях гораздо больше времени, чем им этого на самом деле требуется. Это, в свою очередь, приводит не только к изоляции от мира реального, но и может нести страшную угрозу.

Американский канал NBC выпустил в эфир 2 декабря достаточно неоднозначное интервью. В программе Meet The Press соцсеть TikTok была названа «цифровым наркотиком», вызывающим привыкание. С таким заявлением выступил Майк Галлахер, председатель нового специального комитета палаты представителей по Китаю. По его мнению, TikTok является угрозой для американцев и должен быть запрещен в стране.

Чиновник назвал соцсеть «цифровым фентанилом» – сильнодействующим наркотиком-опиатом, поскольку она якобы вызывает у пользователей зависимость и оказывает на них деструктивное влияние. По словам политика, у американских властей есть «тревожные данные о разрушительном воздействии постоянного использования соцсети, особенно на молодых людей и девушек Америки».

Кстати, ранее отдельные штаты уже ввели ограничения на использование соцсети, но пока они касаются только рабочих и служебных устройств.

«Мы должны задаться вопросом, хотим ли мы, чтобы Компартия Китая контролировала то, что вот-вот станет самой мощной медиакомпанией в Америке», – заявил Майк Галлахер.

Стоп. Так, может быть, именно это и волнует западных чиновников, что китайская, а не американская компания может стать мощнейшей в США?!

Игра не по правилам

Не стоит сомневаться в искренности Галлахера в части беспокойства о том, что вред от соцсети есть. Ведь действительно - еще свежи в памяти различные челленджи, которые несли прямую угрозу жизни. Приведем лишь насколько из них.

В 2018 году челлендж In My Feelings охватил буквально все крупные города мира. При его выполнении участники так называемого флешмоба включали одноименную песню, выпрыгивали из автомобиля на ходу и начинали танцевать, оставляя авто без водителя. Увы, далеко не всем участникам удавалось ловко выбраться из авто и также вернуться обратно, что приводило как к ДТП, так и к серьезным увечьям.

Еще более опасный и глупый челлендж Skull breaker challenge был популярен в 2020 году. В нем школьники ставили подножку своему товарищу в тот момент, когда он подпрыгивал вверх. Как следствие, ребенок падал на спину, сильно ударяясь головой. Последствия - травмы головы, возможная потеря сознания, кровоизлияние и летальные исходы. Поражает то, что в Skull breaker challenge принимали участие и взрослые.

В разные годы вспыхивает популярность челленджа «Беги или умри». Дети на спор перебегали дорогу прямо перед движущимся автомобилем. Адреналин и желание хайпануть преобладали над здравым смыслом и инстинктом самосохранения. Кто-то успевал проскочить, а кто-то - нет. Понятно, что в такой дорожной ситуации у автомобилиста в принципе не было возможности резко остановить автомобиль. Легким испугом, увы, тут не отделаешься. Если кто-то решится на подобное в будущем, то таких экстремалов ждут либо тяжелые травмы, которые могут привести к пожизненной инвалидности, либо смерть.

Еще один челлендж – «Контролируемое удушье». Пожалуй, это одно из самых старых опасных развлечений. В него «играли» уже в 70-80-х годах прошлого века. Только тогда все это не снимали на видео и не выкладывали в сеть. Суть - перекрыть доступ кислорода к мозгу, чтобы вызвать кратковременную потерю сознания.

Не будем давать инструкцию того, как именно это делается, но подчеркнем, что создание такого контента несет в себе большие риски, причем не только ежеминутные, но и в перспективе. Если организм у подростка крепкий, то летальных последствий не должно быть, если же у него слабое сердце или другие патологии, то «уснув», он может и не прийти в себя. Тех же, кто считает, что спокойно переносит такие стрессы для организма, мы разочаруем. Удушье и обморок могут привести к развитию алкогольной или наркотической зависимости в будущем. Так что даже если сразу «забава» не привела к трагедии, то не факт, что последствия от такого развлечения не настигнут в будущем.

Это далеко не полный список челленджей, которые пусть и были заблокированы TikTok, но успели набирать популярность. Факт. Но! В одном ли TikTok дело? Аналогичные челленджи присущи и другим социальным сетям и интернет-платформам, только об их опасности и вреде Галлахер почему-то предпочитает не говорить. Быть может, все дело в том, что большинство остальных платформ, имеющих мировую популярность, являются американскими? Есть над чем поразмыслить.

Если же обратиться к цифрам, то станет ясно, что сегодня TikTok – это самое быстрорастущее приложение для социальных сетей во всем мире. Меньше чем за четыре года его скачали более трех миллиардов раз. Короткие видеоролики смотрит треть всех пользователей социальных сетей на планете. В свою очередь, американским Facebook и Instagram потребовалось почти десять лет, чтобы собрать аудиторию такого размера. И, скорее всего, именно эта динамика является для рынка США пугающей.

Не обошлось здесь и без конспирологических мотивов – это массовый сбор пользовательских данных, который, по мнению американских экспертов, может применяться китайскими властями для кампаний по дезинформации. Но как раз в этом следует упрекнуть американских чиновников и военных, о шпионаже которых подробно рассказал Эдвард Сноуден. Отметим, что руководство компании ByteDance, владеющей TikTok, с 2020 года ведет переговоры с американскими властями о взаимовыгодных условиях, которые позволят ей продолжить работу в США, и при этом гарантируют конфиденциальность пользовательских данных. Однако за два года разработать такое соглашение так и не удалось.

 

Просто бизнес

Очевидно, что вся эта история несет в себе исключительно политическую подоплеку, результаты которой мы еще увидим. Гораздо важнее другое – зависимость от социальных сетей и виртуального пространства в целом становится настолько сильной, что ее действительно уже можно квалифицировать как наркотическую.

Игровая зависимость сегодня приобрела масштаб настоящей эпидемии, причем наблюдается это не только среди детей и подростков, но и среди взрослых. Примерно 70 процентов детей увлекаются играми типа «Вар гейм» (War game) - разновидность стратегических игр, призванных имитировать военные конфликты. Убийство в них является главным элементом и целью.

Подобная мания действительно способствует не только психологической, но и физической зависимости. Специалисты утверждают, что от воздействия различных гормонов формируются эмоциональные состояния человека – например, всплеск адреналина при опасности, скачки эндорфинов при радостных моментах, которые могут быть приятными и не очень. Человек, участвуя в развлечениях, получает определенные яркие эмоциональные состояния, к которым стремится, убегая от серых будней в реальной жизни.

Различные компьютерные игры вместе с социальными сетями, став одним из самых популярных современных развлечений, дают возможность испытать большой спектр эмоций, что имеет вполне материальное отражение.

С развитием скоростного интернета и технологий они получили мощный толчок в развитии и стали приносить огромные прибыли на всех этапах бизнеса. Здесь, собственно говоря, круг и замыкается.

Не важно - идет ли речь о невероятно детализированной графике в игре и возможности «прокачки» персонажей или аккаунте в соцсети, который набирает популярность, все в итоге монетизируется. Поставщики, то есть в этом случае разработчики, преследуют всего одну цель – набрать как можно большую аудиторию, которая позволит заработать еще больше денег. А вот каким образом будет достигнута желаемая цель – это уже дело третье.

Отчасти схема схожа с историей колумбийского наркобарона Пабло Эскобара, который в 80-х годах завалил Америку героином. Ну как завалил? Не то чтобы просто сбрасывал с самолета тонны наркотиков. Отнюдь. Как ни выкручивайся, а в сухом остатке конечные потребители «продукта» были довольны, власти или отдельные чиновники получали свои дивиденды и делали вид, что ничего не происходит, а главари наркокартеля зарабатывали свои миллиарды долларов. Это история, факты из которой не сотрешь.

В медицинских целях определенные наркотические средства применяют и сегодня, поскольку их действие четко локализовано, дозировано и позволяет спасать жизни. Но злоупотребление или, как правильнее сказать, наркомания дает обратный эффект – загубленные жизни, суицид, передозировки. Так, собственно, и с виртуальной реальностью. Нет ничего плохого в развитии интернета и всех благах, которые он дает, но и «принимать» его нужно дозированно. С осознанием того, что может последовать за следующим шагом. Будь то TikTok, Instagram или Одноклассники - негативный и опасный для жизни контент может оказаться везде. Важно уметь фильтровать ту информацию, которая доступна, и находится в той среде, которая не повлечет за собой пагубные последствия.

Алексей Мальченко

Поделиться