Сегодня пятая часть казахстанцев получает заработную плату от 45 до 150 тысяч тенге в месяц. Однако на вопрос - как прожить на эти «деньги» - Министр труда и социальной защиты ответить не смогла. Так же, как и те работодатели, которые, по сути, обрекают своих работников, невзирая ни на какую квалификацию, на полуголодное существование
Об этом зашел разговор в ходе правительственного часа, на котором мажилисмены и чиновники обсуждали пороги бедности в республике, а также отсутствие роста благосостояния казахстанцев. Которое, скорее, наоборот, неуклонно катится вниз.
Одной из причин мажилисмены считают то, что проект социального кодекса использует устаревшие и ничем не обоснованные социальные параметры. Например, по словам председателя Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК Джамили Нурманбетовой, это месячный расчетный показатель – МРП, от которого «давно необходимо отказаться».
- Продолжается использование введенного еще на пороге независимости месячного расчетного показателя. Да, возможно, он удобен для планирования. Но МРП никак не связан ни с экономикой, ни с заработной платой. Поэтому считаю целесообразным в перспективе перевести социальные выплаты, исходя из единого показателя, либо из величины прожиточного минимума, либо минимальной заработной платы, - сказала она.
Кроме того, у депутата вызывает озабоченность отсутствие адекватных методик определения социальных параметров.
- Величина прожиточного минимума серьезно отстает от сегодняшних жизненных реалий. Продовольственная инфляция за 10 месяцев этого года достигла почти 20 процентов (!). То есть заложенная для исчисления пенсий и пособий величина прожиточного минимума совершенно не дает возможности для обеспечения граждан адекватными социальными выплатами. Поэтому настоятельно рекомендую профильному министерству начать работу по совершенствованию методики исчисления прожиточного минимума, - подчеркнула Нурманбетова. Добавив: «Вытекающим из этого является факт того, что в Казахстане мы до сих пор не можем победить бедность».
- То есть, несмотря на реформирование казахстанского законодательства в области социальной защиты, существенного роста благосостояния населения не происходит. Мы до сих пор не можем победить бедность, - заявила мажилисвумен. Ее слова подтверждает оценка Всемирного банка, согласно которой более 15 процентов граждан Казахстана являются просто-напросто бедными. В то время как официальная статистика говорит о том, что только пять процентов населения живут на доходы ниже прожиточного минимума.
- Такие разнополярные данные не позволяют определить точное количество тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства, - резюмировала глава профильного комитета.
К тому же и сам порядок предоставления адресной социальной помощи, изложенный в проекте социального кодекса, до сих пор так и не претерпел кардинальных изменений, не приспособился к реалиям сегодняшнего дня. Тогда как в других странах, таких, например, как Китай, Мексика, Бразилия, в предыдущие годы при определении уровня бедности пытались использовать модели ее многомерного измерения. То есть учитывали ко всему прочему доступ своих граждан к услугам здравоохранения, образования и, что самое главное, наличие собственного жилья и стабильного дохода (!). В Казахстане ничего подобного нет даже в проекте.
Ольга Шишанова