«Столовка» строгого режима

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-12-07

Питание детей в стенах школы является неотъемлемой составляющей процесса образования, поскольку от этого напрямую зависит как физическое, так и психологическое состояние ребенка. Любой дисбаланс в этом вопросе может привести к снижению успеваемости и ряду других негативных факторов. Дети должны быть сыты – это факт. А вот как именно принимать пищу, где и какую – вопрос, как оказалось, спорный.

 

Спорная инициатива

Этот учебный год начался с новости, которую многие родители ждали очень и очень давно: практически по всей стране внедрили бесплатное питание для учеников начальной школы. Для тех, кто не сталкивался с этим вопросом, поясним, что именно школьное питание одновременно решает сразу две задачи. Во-первых, у всех детей начинает формироваться четкий режим, вместе с которым воспитывается и дисциплинированность. Во-вторых, это облегчение для родителей. Ведь ежедневное приготовление обедов отнимало немало времени. Помимо этого, ребята могли разлить/рассыпать содержимое ланч-боксов, что создавало много хлопот. Теперь же все эти аспекты позади, а дети из среднего и старшего звена уже более сознательны и вопрос с принятием пищи способны регулировать самостоятельно.   

Казалось бы, всех все устраивает, если бы не одно «но» - цены в школьном буфете продолжают приближаться к ресторанным. Одни родители просто начали давать своим детям больше денег на карманные расходы, другие обходятся домашними «сухпайками». В целом картина классическая, и, кроме высоких цен, ничего нового.

Разногласия возникли тогда, когда в Минпросвещения решили дать детям возможность приносить в школу домашнюю еду и питаться в нормальных условиях. Речь о внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 598 «Об утверждении Правил организации питания обучающихся в государственных организациях среднего образования». Где, в частности, говорится, что необходимо «дополнить пунктом 108-1 следующего содержания: «В организациях образования создаются обучающимся необходимые условия для приема пищи, принесенной с собой».

Инициатива на самом деле похвальная, ведь если прежде школьникам приходилось перекусывать где придется, то теперь для этого должно быть организовано специально отведенное место. Правда, у этого новшества нашлись и противники. Ассоциация предприятий школьного питания раскритиковала проект приказа Министерства просвещения, приведя целый ряд доводов.

Главный аргумент представителей ассоциации заключается в том, что по санитарно-эпидемиологическим требованиям в организациях общественного питания, объектах воспитания и образования не допускается пищевая продукция непромышленного (домашнего) приготовления. Также, по мнению предпринимателей, если дети начнут носить обеды из дома, невозможно будет отследить, какую именно пищу принес конкретный школьник. Арендаторы столовых не хотят нести ответственность за чужую продукцию. Также, по мнению предпринимателей, сложно будет создать условия для подогрева принесенной пищи, особенно при ограниченном времени перемен. И последний аргумент представителей ассоциации заключается в том, что возможность приносить с собой еду создаст условия для травли и буллинга.

 

Выбора нет

Возможно, мы откроем секрет, но и до публикации проекта поправок дети носили в школу домашние бутерброды с колбасой и прочие легкие закуски – считай, ту самую «пищевую продукцию непромышленного приготовления». Однако нам не удалось найти ни одного эпизода, чтобы хотя бы один ребенок отравился в школе принесенным им же бутербродом, а после во всем обвинили столовую.

В свою очередь, случаи отравления детей в школьных столовых, которые зачастую носят не единичный, а массовый характер, увы, происходят с определенной регулярностью по всей стране. Поэтому единственное, за что предпринимателям действительно стоит переживать и нести ответственность, так это за качество той продукции, которую они поставляют сами. Сложно представить ситуацию, в которых родитель захочет накормить своего ребенка просроченной или испорченной едой.

Тема разогрева пищи действительно выглядит достаточно спорно. Но если глубже изучить вопрос, то и здесь не так много сложностей. Есть дети, которым требуется особое питание из-за проблем со здоровьем. Как раз их родители и выступают с этой инициативой уже не первый год. Таких ребят немного, но они есть практически в каждой школе. Во всех остальных случаях ученикам эти зоны для разогрева попросту не нужны, поскольку в большинстве своем ланч-бокс формируется из легких перекусов а-ля домашний фастфуд.

Что касается буллинга, то его упоминание в этом контексте и вовсе можно считать неуместным. Если открыто говорить о социальном неравенстве, то сегодня существует ряд других способов обозначить свой статус: смартфоны, часы, одежда. Если дети захотят, выражаясь их же сленгом, повыпендриваться, то делать они это будут точно не с помощью булочек или хот-догов.

Как уже говорили выше, у родителей есть претензии касательно цен в школьных столовых, и они небезосновательны. Ведь если раньше расходы на школьное питание можно было отнести к карманным, то сейчас они переходят в разряд основных. В среднем по стране школьный обед стоит около 566 тенге. Самое дешевое питание предоставляют столичным ученикам – их обед в школе стоил 449 тенге. Самые высокие цены – в Алматы и Акмолинской области, 750 тенге. То есть в среднем на одну семью с двумя школьниками в месяц уходит около 22,5 тысячи тенге, или более 200 тысяч тенге в учебный год. Даже легкий перекус, состоящий из воды и булочки или сосиски в тесте, сейчас обходится в 450-500 тенге. При этом бизнесмены считают, что эти цены невысоки и должны быть гораздо выше. Насколько – скажем чуть ниже. Сейчас же приведем цитату Министра просвещения Асхата Аймагамбетова (на тот момент Министр образования и науки РК), который еще в мае 2022 года в рамках проверки казахстанских школ отметил: «Полтора литра воды за 300 тенге в школьной столовой или пирожки и булочки по цене, превышающей стоимость в кулинариях и магазинах, вызывают вопросы. Разница в цене одной и той же продукции в одном и том же городе может составлять 50-70 процентов».

И вот здесь мы полностью согласны с Министром, давшим объективную оценку реальному положению дел. Понятно, что при таких ценах в школьных столовых многим семьям действительно не остается выбора.

 

Ничего личного, просто бизнес

На самом деле недосягаемость цен в школьных столовых скрывает в себе гораздо больше рисков, о которых важно помнить. Ребенок, понимая, что в магазине шаговой доступности он может приобрести ту же булочку в два раза дешевле, предпочтет сбегать на большой перемене именно туда. И не потому, что булочки в магазине вкуснее, а из-за того, что таким образом он сможет значительно сэкономить и получить личные деньги на карманные расходы. Согласитесь, если разница в цене будет составлять даже не 70, а 50 процентов, уже через месяц можно будет накопить солидную сумму. Однако такие вылазки чреваты серьезными последствиями, ведь тот же магазин может находиться на противоположной стороне проезжей части, и здесь риск попасть под колеса машины возрастает в разы. И кто в этой ситуации понесет моральную ответственность: водитель, под чьи колеса ребенок в спешке выскочил из-за куста, школа или предприниматель, создавший в школьной столовой такие условия, что ребенок готов рисковать.

В Министерстве просвещения тоже не согласились с аргументами ассоциации. Родители неоднократно просили ведомство создать условия для детей, которые приносят еду из дома. В правилах организации питания появятся лишь нормы предоставления посадочного места.

И вот в этом, пожалуй, и скрывается главный аргумент недовольства бизнеса. Предпринимателям придется отдать часть площади, на которой они привыкли зарабатывать деньги, детям, с которых они не получают никакого дохода.

Так о чем, собственно, речь - о развитии предпринимательской деятельности за счет детей или здоровье нации? Приоритеты расставить несложно. Подчеркнем, что физическое и психологические состояние ребенка напрямую зависит от того, сыт он или голоден. Если физиологические потребности удовлетворены, то и вся энергия будет направлена на впитывание школьной программы. Если же наоборот, то мы рискуем получить безграмотное поколение, которое недополучило знаний из-за урчания в животе.

Кстати, 2 декабря директор Палаты предпринимателей города Астаны Бейсен Жолболдиев заявил о снижении качества школьного питания в столице. «Цены на продукты питания растут несколько раз в год. У нас есть ассоциация предприятий, которые предоставляют услуги общественного питания школам. По их словам, сегодня средства на питание одного ребенка должны составлять не менее 1000 тенге. Когда мы поднимали этот вопрос, должны были поднять на 600 тенге с 1 ноября, а затем - на 1000 с 1 января 2023 года. Нам так обещали. Но сейчас остается 449 тенге», - констатировал он на очередном заседании Совета по защите прав предпринимателей столицы.

Понятно, что сейчас темпы инфляции создают некомфортные условия для многих. И в большинстве случаев удорожание любого продукта или услуги приводит к изменению цен в целой цепочке товаров – это классическая модель. Но в этом случае, когда речь идет о детях, насколько уместно говорить о бизнесе как таковом?

Конечно, последнее слово за Министерством просвещения, которое должно утвердить приказ, находящийся сейчас на стадии проекта. А что из этого выйдет, мы расскажем в последующих публикациях.

Алексей Мальченко

Поделиться
Следуйте за нами