Депутаты решили озаботиться не только сохранением биоразнообразия Казахстана, но и обратить внимание на экосистему озера Балхаш, а также дельты рек Урал и Сырдарья. О чем мажилисвумен Айжан Скакова и заявила в своем депутатском запросе на имя первого заместителя Премьер-Министра РК Романа Скляра.
Поводом, по ее словам, стала Международная конференция ООН по биоразнообразию с участием правительств со всего мира, которая пройдет с 7 по 19 декабря этого года в Монреале.
- В преддверии ее нам необходимо вернуться к нашим национальным программам и действиям по биоразнообразию страны. Тем более что предстоящая конференция предусматривает подготовку стратегии Конвенции о биологическом разнообразии, направленную на сохранение, защиту, восстановление и устойчивое управление биоразнообразием и экосистемами к 2050 году, - отметила Скакова.
Напомним, что в республике еще в 1994 году Правительство Казахстана одобрило Конвенцию о биоразнообразии с принятием с необходимых обязательств по ее выполнению. Профильным министерствам поручалось тогда принять необходимые меры по организации на территории республики сети заповедников и природных охраняемых парков и разработке проектов по предупреждению ухудшения состояния биологического разнообразия.
Тогда же решили утвердить и специальную программу международного сотрудничества научно-технического направления в области сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия с выделением необходимых финансовых средств.
- Но, к сожалению, после почти трех десятков лет мы не можем говорить о выполнении ожидаемых результатов, - сетует депутат.
Вместо этого наблюдаются продолжающиеся серьезные угрозы изменения климата для всех естественных экосистем и биоразнообразия Казахстана в целом, которые ведут к опустыниванию, деградации местообитаний, усилению угрозы степных и лесных пожаров и увеличению дефицита источников воды. Вместо этого происходит истощение биоразнообразия, а признаки деградации экосистем наблюдаются на большей половине территории страны, особенно в экосистемах пустынь и степей. И все это давно требует безотлагательного решения, которое по непонятным причинам откладывали до сих пор.
Во-первых, необходимы программные действия по развитию лесных ресурсов, где важнейшей задачей для сохранения климата и биоразнообразия является широкомасштабное восстановление естественных лесов.
- Функции лесов по регулированию климата и водных режимов, поглощению углерода, сохранению почвенной влаги являются их основной̆ ценностью, намного превышающую стоимость древесины. Вместе с тем мы призываем Правительство и частный сектор отказаться от попыток замены мер по сокращению выбросов на виртуальные расчеты по их поглощению лесами, а также не подменять задачи по поддержке естественного восстановления лесов кампанейщинами с массовыми посадками миллионов деревьев, - говорит Скакова. Мотивируя это тем, что лесной фонд занимает в Казахстане территорию в 12,7 миллиона гектаров, тогда как площадь самих лесов в процентном отношении к общей площади суши составляет лишь 4,7 процента, что значительно ниже среднемирового показателя. Причем на международном уровне поставлена задача доведения площади лесов до 30 процентов к 2030 году, тогда как в Казахстане эта цифра составляет лишь пять процентов от всей территории страны и к тому же отодвинута до того же года.
Для решения проблемы потребуется, по словам Скаковой, наращивание усилий и соответствующих расходов как минимум втрое в ближайшие годы. А незаконная вырубка саксауловых лесов, которые занимают лишь 2,3 процента территории страны, в целях заготовки дров для незаконной торговли древесиной серьезно угрожает стабильности естественных экосистем и биоразнообразию в национальном масштабе.
- Срочной задачей является содействие широкомасштабному восстановлению естественных лесов. Ненарушенные леса должны быть законодательно полностью выведены из хозяйственной деятельности и выделены в отдельную категорию с максимальной степенью защиты. Но для выполнения перечисленных задач потребуется принятие специальной программы или национального проекта, - считает депутат.
Во-вторых, Казахстану срочно необходима национальная модель управления экосистемами, соответствующая международным стандартам. А ведь за предыдущие десятилетия хозяйственная деятельность в РК вызвала беспрецедентные изменения в экосистемах, включая деградацию Арала, дельты реки Урал и связанное со всем этим масштабное опустынивание. При этом потребности самих экосистем не имеют нормативного статуса. Они не отражены ни в законодательстве, ни в системах государственной экспертизы, ни в выдаче разрешений, ни даже в государственной статистике. Тогда как любое вмешательство или превышение антропогенной нагрузки в условиях Казахстана очень быстро нарушает и без того хрупкие экосистемы.
Поэтому необходимо принять государственные меры по остановке растущей деградации степных, лесных, горных и водных экосистем, в том числе озера Балхаш, Аральского и Каспийского морей, рек Урал и Или, от состояния которых зависит благополучие более чем 90 процентов всего населения страны. Необходимо срочно остановить дальнейшее их разрушение через принятие моратория на любое освоение еще нетронутых природных территорий с механизмами поддержки их защиты, включая международное финансирование.
- Однако многие из названых экосистем сегодня не только не имеют нормативного статуса, но даже еще не определены. Например, для Каспия не определен предельный лимит на нефтяные загрязнения, на основе которого должны выдавать лимиты для Прикаспийских стран и отдельных компаний. Для Алматы предел на общие выбросы в атмосферу также не определен и не имеет нормативного статуса. Для рек Иртыш и Или, озера Балхаш не установлены даже общие пределы на забор воды и сбросы стоков. А значит, природоохранная деятельность осуществляется сегодня просто «вслепую», без экологических целей, и поэтому абсолютно не эффективна, - сетует Скакова.
Плюс, как выяснили, в стране совершенно отсутствует программа по сохранению экологического биоразнообразия. И абсолютно не охвачены охраной уникальные типы растительности и животный мир Южного Алтая, Саур-Тарбагатая, богатые реликтовыми и эндемичными видами сообщества среднегорий Каратау, Кетменя, Кунгей и Джунгарский Алатау, поймы рек Иртыш, Иргиз, а также поймы и дельты рек Урал и Или.
Ольга Шишанова