Выше всяких похвал

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-11-03

Известный балет «Бахчисарайский фонтан», представленный казахстанской труппой в рамках 30-летия дипломатических отношений между Казахстаном и Россией, получил высокие отзывы театралов и музыкальных критиков.

 

На знаменитой сцене Кремлевского дворца развернулось яркое захватывающее действие, перенесшее зрителей во времена легенды о Хане Гирее, нежной и поэтичной Марии, страстной и ревнивой Зареме. Благодаря профессионализму казахстанской труппы балетно-драматический спектакль в постановке художественного руководителя балетной труппы Алтынай Асылмуратовой заиграл новыми красками. Он был выдержан в традициях классического балета, но при этом получился не скучный и иллюстративный, а гармонично сочетающий в себе острый драматизм и разнообразную эмоциональную палитру. 

 

Усилило впечатление для театралов и мастерство главных действующих лиц. Так, Мария в исполнении ведущей солистки «Астана Опера» Мадины Басбаевой была очень убедительной, ее прекрасная техническая работа, актерская игра оказались достойны больших похвал. Зарема Анастасии Заклинской получилась запоминающейся, каждый ее отдельный танец нес завершенный смысл и был полноценным монологом, который служил продолжением сюжетной линии. Большой победой стало воплощение образов Вацлава и Нурали Данияром Жуматаевым и Куатом Карибаевым – артисты глубоко прочувствовали своих героев, тонко и многогранно передали их характеры. Так же, как и исполнитель партии хана Гирея, который, без сомнения, справился Турлыхан Тойган. Он весьма умело показал «перерождение дикой души» Гирея, произошедшее ценой невинной жертвы.

Что до художественного оформления спектакля, то ключевой фразой для его характеристики стало «произведение высокого искусства». А создали его итальянский сценограф Эцио Фриджерио, художник по костюмам Франка Скуарчапино, а также художники по свету и проекциям Виничо Кели и Серджио Металли.

 

- В последние 10 лет в России регулярно пытаются вернуть в репертуар спектакли драматического балета, и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в провинции, но, к сожалению, они все время выглядят мертворожденными, всегда было ощущение, что эта эстетика умерла. Что артисты не способны его почувствовать, и любой такой спектакль распадается на отдельные танцы и мизансцены. В театре «Астана Опера» я впервые увидела, чтобы драмбалетный спектакль выглядел совершенно живым, как будто он поставлен недавно для этих артистов, что он им органичен, что им в нем интересно существовать. Практически все танцовщики с отличными данными, с отличной техникой, с прекрасной школой. Хореография на высоком уровне, особо хочу отметить прекрасные характерные танцы. Причем не только «Татарская пляска», эту пляску чаще всего все хорошо танцуют, но вот польские танцы даже в Мариинском театре выглядят не на должном уровне, а тут очень живой «Польский акт», и все польские танцы с корпусом, с руками, и ноги при этом «не отстают». Согласитесь, что сцена Кремлевского дворца очень сложная, ее «победить» весьма непросто. Но «Бахчисарайский фонтан» на этой сцене выглядел отлично, абсолютно вписавшись в нее. Удивительно, но для артистов не было противоестественности соотношения между сценой и залом, они заняли это пространство, которое обычно никто не умел занять, - дала свою оценку выступлению российский балетный критик Анна Галайда.

Свою коллегу поддержала и балетный критик Марина Долганова.

 

- Спектакль «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, без преувеличения, стал событием в культурной жизни российской столицы. Поклонники классического танца получили возможность увидеть шедевр Захарова, который не идет в Москве уже много десятилетий. Причем в оригинальной версии, бережно восстановленной Алтынай Асылмуратовой. И, конечно же, по-настоящему впечатлил и общий уровень подготовки труппы, и мастерство исполнителей ведущих партий, которых по праву можно назвать танцовщиками мирового уровня. Мария в исполнении Мадины Басбаевой – невероятно трепетная, одухотворенная, танец балерины настолько воздушен, что она кажется почти неземной. Их дуэт с Вацлавом, которого танцевал Данияр Жуматаев, завораживает изысканной красотой, романтичностью и в какие-то моменты буквально заставляет затаить дыхание – настолько виртуозно и элегантно танцовщики выполняют сложнейшие поддержки. Зарема в исполнении Анастасии Заклинской – балерины, великолепно владеющей техникой танца, являет собой по-настоящему трагический образ. Великолепно владеет актерским мастерством и Турлыхан Тойган, исполняющий партию Хана Гирея. Что же касается Куата Карибаева, который танцевал Нурали, то этот танцовщик поражает своей экспрессией, напором, темпераментом и, безусловно, феноменальными техническими данными. Так что спектакль «Бахчисарайский фонтан» от театра «Астана Опера» - это настоящий классический балетный театр в его высшем проявлении, когда спектакль продуман и выстроен до мелочей – и режиссерски, и хореографически, когда солисты действительно великолепны, а массовые танцы безупречны по исполнению. При этом сценография также отвечает самым высоким критериям, - подчеркнула она.

Остается добавить, что данные гастроли, действительно, имели большой успех, достигнутый силами большого творческого коллектива. Спектакль удался, его посетил Посол Казахстана в России Ермек Кошербаев, а восторженная публика выразила большую надежду на будущие встречи с труппой столичного театра «Астана Опера».

Ольга Шишанова

Поделиться