Нам не надо лимонада?

В рубрике Новость дня - 2022-10-21

Ведущие производители сахаросодержащих безалкогольных напитков Казахстана просят государство не вводить акциз на производство этого вида продукции. А девять из них, входящих в Ассоциацию производителей безалкогольных напитков и соков РК, подписали Кодекс добровольных обязательств.

 

Напомним, что 12 октября 2021 года в РК утвердили национальный проект "Здоровая нация", в рамках которого планируется введение акциза на сахаросодержащие напитки с 2023 года. Согласно ему в 2023 году ставки установлены на 20 процентов, в 2024 году - на 35 процентов, в 2025 году - на 45 процентов.

Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков РК 13 октября 2022 года вновь обратилась к Правительству Казахстана с просьбой не вводить акциз на сахаросодержащие напитки.

Ассоциация представила результаты исследования, проведенного в этом году Агентством маркетинговых решений JD EXPERT в 14 областях и трех городах республиканского значения. Исследование выявило, что 99 процентов респондентов отметили увеличение стоимости стандартной покупки продуктов в месяц относительно двух-трех лет назад. Причем 40 процентов сказали, что стоимость продуктов выросла в два раза и более. Участники исследования отметили, что снизили объем закупок по всем категориям продуктов, и наиболее сильно пострадали в этом списке продукты сладкой категории - торты, напитки, молочка, печенье... оказалось, что почти 70 процентов респондентов частично или полностью отказались от этой категории товаров.

Опираясь на свежие данные проведенных исследований, ассоциация пришла к окончательному убеждению, что введение акциза на сахаросодержащие напитки станет убийственным ударом для отечественного бизнеса, и без того находящегося в критическом состоянии.

 

Глава Ассоциации Алия Мамытбаева отметила, что государственные органы в лице Министерства здравоохранения при поддержке Министерства финансов и национальной экономики, по сути, предлагают меры уничтожения целой отрасли реального сектора.

При этом положительного эффекта на здоровье нации мера не окажет: согласно исследованиям, большие налоги на сладкие соки и газированные напитки - от 20 до 45 процентов - на деле не дают ожидаемого эффекта с точки зрения борьбы с лишним весом. Все дело в том, что при росте цен потребители переходят на более дешевые, при этом некачественные и еще более калорийные продукты. 

На самом деле, согласно исследованиям, проведенным в различных странах, сахаросодержащие напитки составляют всего два-четыре процента от общего количества калорий, которые получает организм человека. В Казахстане потребление таких напитков в несколько раз ниже, чем в странах с высоким уровнем их потребления.

А если говорить об ожирении, то к нему ведет целый комплекс факторов - неправильное питание, избыточное потребление соли, сахара и жиров, сидячий образ жизни, наследственные факторы и так далее. Поэтому уменьшение употребления только сахаросодержащих напитков не приведет к успеху в борьбе с ожирением.

Саморегулирование отрасли производства сахаросодержащих напитков в нашей стране признано международными институтами одной из наиболее эффективных мер в борьбе с неинфекционными заболеваниями. И производители идут на этот шаг. Более того, подписав Кодекс добровольных обязательств, они будут стремиться до конца 2026 года снизить среднее содержание добавленного сахара в консолидированном портфолио напитков всех участников на 10 процентов. 

Что обязались изменить производители?

Кодекс добровольных обязательств при участии Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен" подписали такие известные компании, как Coca-Cola, Galanz Bottlers (бренды "Mаxi Чай", Laimon и другие), ТОО "Terra Nova", Red Bull, завод безалкогольных напитков "ВBPиТ" (бренды "Буратино", "Легенда", Aquas и другие), ТОО "Жигалма" (бренд "Компотай"), "Либелла Ботлерс" (бренды "Натура", Libella, "Купеческий, настоящий квас", Extreme Energy и другие), ТОО "Pure Pack" и ТООќ "Рикс" (бренды Dizzy и Generation Z).

Кодекс, продемонстрированный представителям СМИ, определяет добровольные правила в отношении базовых принципов и подходов к составу, маркировке и маркетингу безалкогольных напитков, включая рекламу и продвижение на рынке. Компании договорились усилить работу над рецептурой своих напитков, чтобы предлагать потребителям широкую линейку различных продуктов и вкусов, включающих и бескалорийные опции. Производители обязались до конца 2026 года дополнить свой портфель малыми форматами упаковки (0,5 литра или менее) и размещать на упаковке своих напитков полную и достоверную информацию о составе напитка, доступную и понятную всем потребителям.

Также, согласно подписанному кодексу, участники проекта обязались в области вопросов продвижения своей продукции не размещать рекламу безалкогольных напитков на телевидении, радио и в печатных СМИ, целевая аудитория которых состоит преимущественно из детей до 12 лет. Также дегустация безалкогольных напитков не будет производиться поблизости от школ, а также образовательных и культурно-досуговых заведений, ориентированных на работу с детьми до 12 лет.

 

Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков РК, а также компании, подписавшие кодекс, призвали и всех остальных производителей безалкогольных напитков принять сформулированные в кодексе обязательства, чтобы способствовать их скорейшему и полноценному внедрению в рыночную практику.

- В современных тяжелых экономических условиях члены Ассоциации предлагают не накладывать на производителей и население дополнительный акцизный налог на напитки, - отмечает Алия Мамытбаева, президент Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК. - Цены на продукты питания, напитки и так повышаются из-за роста цен на сырье, около 70 процентов которого - импортное, усложнения логистических цепочек и роста курса доллара и евро. Если государство хочет поддержать отечественное производство напитков, а также сахарную отрасль, где в ближайшее время планируется построить еще один завод и полностью обеспечивать страну местным сахаром, то мы предлагаем решить вопрос путем саморегулирования отрасли. Некоторые европейские страны, такие как Великобритания, Норвегия, уже начали отменять введенные ранее налоги на безалкогольные напитки, чтобы поддержать своих производителей.

Также она отметила, что решение о сокращении сахара далось производителям нелегко, так как сахар в напитках выполняет не только роль гармонизатора вкуса, но также консерванта и стабилизатора.

- Можно выбрать, сколько ложек сахара положить себе в чай, кофе или компот, которые вы сварили дома, но в случае с бутилированными напитками это не работает, - говорит Алия Мамытбаева. - Невозможно просто убрать какое-то количество сахара из произведенного на заводе напитка, не нарушив его вкусовые качества и срок хранения. Казахстанские потребители любят сладкие напитки, поэтому для сохранения сладости необходимо добавлять сахарозаменители. Срок годности такого напитка сразу сокращается практически вдвое. Не все производители могут позволить себе разработку новых рецептур. Это дорогостоящий и длительный процесс. Однако индустрия пошла на это, чтобы поддержать государственную программу "«доровая нация".

Ольга Зорина. Фото Талгата Галимова

Поделиться