Принц на скутере и Золушка-дизайнер

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-10-20

В столичном театре «Астана Опера» с огромным успехом прошла мировая премьера новой версии балета «Золушка», поставленная хореографом Раймондо Ребеком на музыку Сергея Прокофьева. Уникальная интерпретация всеми любимой сказки, изобилие тонкого юмора дали возможность зрителям, да и артистам тоже, взглянуть на образы главных героев с другого ракурса.

 

Столь известная сказка постоянно привлекала многих композиторов, на ее основе были написаны оперы и балеты в разных странах. Возможно, дело в необычайном тонком сюжете, в котором неизменно добро побеждает зло. Написан данный балет был в непростое время – в период с 1940 по 1944 год. Начав работу над спектаклем, Сергей Прокофьев на какое-то время был вынужден ее прекратить и взяться за написание своей монументальной оперы «Война и Мир», лишь позже вновь обратившись к сказочному балету. Премьера состоялась в ноябре 1945 года в Большом театре, где в то время танцевала знаменитая Галина Уланова, собственно, для которой композитор и задумывал это произведение. Однако удивительный мир сказки, грациозные танцы артистов и потрясающая музыка композитора – это все снова ждет зрителя в необычайно красивом балете. Пусть даже он и оказался «переделан» на современный лад.

 

Так, в столичном театре «Астана Опера» Золушка перевоплотилась в современную девушку, стремящуюся к самореализации в качестве дизайнера одежды, а ее избранник Принц – достойный партнер, предстал перед зрителем в образе композитора и диджея.

Автором либретто и хореографом-постановщиком выступил Раймондо Ребек, знакомый столичным поклонникам балета по спектаклям «Бетховен – Бессмертие – Любовь» и «Сколько длится «Сейчас»?». Сегодня он, в соавторстве с художниками Йоко Сеямой и Франсуа-Ноэлем Шерпином создал, по его словам, совершенно новое произведение, рассчитанное на современных зрителей, причем разных возрастов.

 

И, действительно, при использовании не только гениальной музыки Прокофьева, а с дополнением ее мелодиями Джимми Дюранта, Билли Рэя Сайруса и Луи Армстронга, спектакль приобрел иное звучание. Симбиоз классики с элементами джаза, поп-мелодий и других современных музыкальных стилей прозвучал довольно органично. К слову, всеми любимую музыку Сергея Прокофьева филигранно воплотил дирижер театра Абзал Мухитдин и симфонический оркестр «Астана Опера».

Что касается балетной труппы под руководством Алтынай Асылмуратовой, то танцоры необычную задумку постановщика приняли, по их словам, с большим воодушевлением. Исполнительницы Золушки – Айгерим Бекетаева и Мадина Басбаева просто-таки осовременили образ милой работящей девушки, добавив в него целеустремленности и уверенности в своих силах. Значительную модернизацию претерпел и Принц в исполнении Далера Запарова и Бактияра Адамжана. Устав от праздного бытия, он ищет себя в любимом деле, а в итоге не только достигает поставленной цели, но и находит свою любовь.

Особая роль в постановке принадлежит Доброму духу, которого в классической версии изображают Феей-крестной. Для реализации своей партии Султанбеку Гумару и Арману Уразову пришлось в совершенстве освоить гироскутер, на котором было сделано несколько особо сложных поддержек. При этом любопытно, что, по словам самих балетных артистов, «таким трюкам не учат ни в одном хореографическом училище».  

Яркими и запоминающимися, требующими не только технических навыков, но большого актерского мастерства стали роли Мачехи в исполнении Асель Шайкеновой и Гаухар Усиной, а также ее дочерей Чихуньи и Сладкоежки. Партию Короля воплотили Бейбарыс Акарыс и Бостан Кожабеков, Королевы – Гульнур Кайсарова и Алина Халимолла, став олицетворением старой роскошной жизни, изобилующей дворцовыми церемониями.

Естественно, что новый подход к хореографии потребовал и необычного художественного взгляда. Публику, несомненно, восхитила сценография, световое оформление, костюмы и бутафория. Особенно большой восторг зрителей вызвал один из главных атрибутов повествования – карета. То есть, вместо привычной тыквы Золушка отправилась на бал в карете, выполненной в виде изящной туфли на шпильке – олицетворении высокой моды.

Впечатляющими стали и огромные манекены, на которых Золушка создавала свои дизайнерские творения. При этом важное значение в сценографии и костюмах сыграли цветовые оттенки, которые помогли зрителю проследить профессиональное становление начинающего модельера. А развитию сюжета и более глубокому погружению в сказку содействовали актуальные кинематографические приемы, которые весьма уместно были использованы в постановке.

Таким образом, в заключение можно подчеркнуть, что сегодня столичный театр «Астана Опера», осваивая классические образцы шедевров оперного и балетного жанров, продолжает экспериментировать, искать новые формы выражения.

И новая «Золушка» в постановке Ребека стала очередной успешной попыткой осовременить и донести до зрителя общепринятые и неустаревающие принципы житейской морали – любовь и стремление к мечте сильнее всех жизненных невзгод.

Ольга Шишанова

Поделиться