Наука покупать

В рубрике Новость дня - 2022-10-18

Лига потребителей Казахстана приступила к проведению мастер-классов среди населения республики, на которых потребители, по словам организаторов, научатся более грамотно защищать свои права и повышать правовую грамотность в отношении своих законных интересов. Внедрение просвещения по всем этим вопросам решили начать с казахстанских студентов.

WELAR 

Это мероприятие проводят в рамках общественно-коммуникационной кампании «Академия потребительского образования» под эгидой ассоциации «Лига потребителей Казахстана. На очереди – 10 регионов: Петропавловск, Актау, Павлодар, Караганда, Астана, Усть-Каменогорск, Семей, Шымкент, Тараз и Алматы. В двух, а это Карагандинский университет имени Букетова и столичный ЕНУ имени Гумилева, уже состоялись встречи по грамотности потребителей, которые провела председатель правления ОЮЛ «Ассоциация «Лига потребителей Казахстана» Светлана Романовская.

- С октября 2022 года национальная Лига потребителей Казахстана начала осуществление проекта «Академия потребительского образования» в целях просвещения потребителей, повышения их правовой грамотности в вопросах защиты своих прав и законных интересов. Серия проводимых нами мастер-классов включает такие темы, как «Защита прав потребителей», «Медиация как инструмент для решения споров между потребителями и производителями» и «Лоббирование», - поделилась Романовская.

Причина введения проста – права потребителей на рынке товаров и услуг нарушаются ежедневно, причем основной поток претензий приходится на долю недобросовестных предпринимателей. В то же время население стало активнее заявлять о собственной позиции и требовать соблюдения личных прав потребителя.

- В этом большую роль играют как государство, так и НПО, работающие в сфере защиты прав потребителей, - подтвердила спикер.

В качестве примера она привела случай 2020 года, когда туристические агентства отказывались возвращать деньги за те туры, которые не состоялись в связи с пандемией, ссылаясь на то, что деньги перечислены партнерам за рубеж и их невозможно вернуть. Однако потребители проявили активность и смогли вернуть свои деньги в претензионном и медитативном порядке. Когда, в 2020 году, в отношении защиты своих прав в Лигу потребителей в общей сложности обратились 8802 казахстанца, которым совместными усилиями удалось вернуть более 403 миллионов тенге за некачественные товары и услуги или вовсе за непредоставление их.

Однако у казахстанцев при этом часто возникали и возникают финансовые конфликты при заказе различных услуг у частных предпринимателей. Главные причины – неграмотное составление договора, незнание своих потребительских прав. И это несмотря на то, что очень много вопросов и жалоб поступает в адрес торгово-розничной сети. Все они вследствие вышесказанного часто представляют собой отказы о возврате денежных средств за реализацию некачественных товаров.

Более того, сегодня с ростом цен на продукты и товары повседневного потребления увеличивается и количество контрафактной продукции с фиктивными сертификатами качества, которые несут большую угрозу здоровью населения.

- Только за первые семь месяцев этого года специалисты Лиги потребителей Казахстана совместно с государственными органами выявили около трех тысяч опасных товаров, являющихся в большинстве своем импортной продукцией. В противовес этому четкое знание своих прав и умение ими пользоваться помогут потребителям изменить к лучшему ситуацию с нарушениями на рынке товаров и услуг, - заключила Светлана Романовская.

Ольга Шишанова

Поделиться