Карьера курьера

В рубрике Новость дня - 2022-10-04

Все более популярной работой в стране становится работа курьера. Если раньше такую возможность подработать использовали студенты, то теперь этот вид деятельности превратился в полноценную работу, а порой и единственный источник заработка казахстанцев. По данным источника foodindustry.kz, в мае насчитано до 1,6 миллионов доставок, сделанных курьерами по стране, хотя еще в декабре 2020 года их было в 2,5 раза меньше.

По данным министра труда и социальной защиты населения Тамары Дуйсеновой, на различных онлайн-сервисах в стране заняты около полумиллиона человек. Популярнее всего сервисы по доставке еды. Сейчас почти на всех улицах Казахстана можно увидеть молодых парней с яркими сумками Glovo, Сhocofood, Wolt или Яндекс. Почему эта работа стала популярна именно сегодня?

 

Издержки профессии

Все началось с начала локдауна, когда значимость служб доставки стала равнозначной службам спасения. Для некоторых доставить еду или продукты с помощью другого человека было единственной возможностью обеспечить себя пропитанием. Особенно для пожилых людей. Именно тогда появился и спрос на курьеров. Во-вторых, как объясняют работники сервисов доставки, для некоторых это единственная возможность работать на себя. Не все могут позволить себе открыть свой бизнес или уйти на удаленку, совмещая работу с другими жизненными потребностями. Работа же курьером позволяет работать ровно столько часов в день, сколько удобно каждому самозанятому. Правда, как и везде, в этой сфере есть свои сложности.

Как объясняют сами курьеры, такой тип занятости явно не для людей, ценящих размеренность. Если, допустим, человек пропускает те часы, которые забронировал, либо систематически «косячит» с доставкой, например слишком медленно везет посылку, системы это фиксируют. После этого с работником связываются люди из службы поддержки и делают предупреждение. Если инцидент повторяется, такого курьера в итоге блокируют.

Другая сложность в том, это большинство курьеров передвигаются, используя легкий транспорт — велосипеды, самокаты, редко мопеды, а иногда и вовсе доставляют посылки на своих двоих. Безопаснее всего, конечно, быть пешим курьером, однако это ограничивает большой поток заказов и скорость доставки. В заработной плате преимущество у тех, у кого есть транспорт.

Однако даже при наличии транспорта есть свои недостатки. Как признаются местные «перевозчики», более крупные участники дорожного движения: автомобили и автобусы - не считают курьеров, передвигающихся «налегке» равными себе. Нередко подрезают и подгоняют, чтобы те уступили дорогу. Впрочем, согласно данным полиции, сами курьеры нередко становятся виновниками ДТП. В общих чертах понятно почему: их заработок напрямую зависит от числа заказов, которые курьер успеет выполнить в течение смены. Конечно, это никак не оправдывает реальные последствия таких нарушений.

Велосипеды, как правило, не самый популярный вид транспорта у курьеров: поднимаясь в гору, на нем нелегко разогнаться, в то время как на самокате или мопеде вполне реально. Соль в том, что для эксплуатации этих транспортных средств не обязательно иметь водительские права. В общем, так и получается, что некоторые курьеры в принципе не знакомы с ПДД. А если и знают, то явно не боятся их нарушать. Ведь если «пронесет», то ответственности не наступит никакой, еще и деньги заплатят. Если, конечно, не «пронесет», то ответить за нарушения придется. Как это, к примеру, было в прошлом году, когда в марте курьер одной из популярных служб, передвигаясь на мопеде, «протаранил» детскую коляску с трехмесячным ребенком прямо на пешеходном переходе.

Он не только совершил преступления, но и не желая за него отвечать скрылся с места аварии. Правда далеко он не уехал, ведь правосудие все равно его настигло.

Спустя несколько недель случай повторился. На пересечении Абая - Байтурсынова скутерист на большой скорости надеялся проскочить на красный и в итоге столкнулся с Toyota RAV4, следовавшей по Байтурсынова. От сильного удара мопед разорвало на части, а людей раскидало по дороге. Водителя и пассажира скутера госпитализировали с тяжелыми травмами в больницу. Позже стало известно, что пассажир скончался.

Список происшествий с участием курьеров можно продолжать бесконечно долго, поскольку ЧП с ними происходят регулярно. При этом многие из них заканчиваются летальным исходом. Очевидно, что все эти травмы и жертвы – следствие вседозволенности и отсутствия контроля. А с увеличением числа курьеров, на улицах страны становится все больше людей в распоряжении которых находится доступный, но не совсем поворотливый вид транспорта.

Зарплаты больше, чем у директоров?

Кто бы мог подумать, что обычный парнишка в униформе, кепке и квадратным рюкзаком, который только что привез на дом шашлык с компотом – миллионер. Он не бизнесмен, ни мажилисмен, а обычный курьер. Наверное, именно так думают казахстанцы, прочитавшие в соцсетях посты о курьерской зарплате. Но так ли это и как на самом деле?

Особенно остро этот вопрос подняли во время забастовки курьеров Wolt, сетующих на то, что им урезают зарплату: так ли много им платили, чтобы зачем-то жалование сократить?

В народе шутят, что в период локдауна "рубили капусту" производители масок, таксисты и курьеры. Вот и потом, после скандала с Wolt в соцсетях стала активно распространяться информация, что зарплата курьеров достигает почти миллиона тенге.Такие цифры опубликовал в своем Telegram-канале блогер Алишер Еликбаев и своим заявлением взбудоражил общественность.

Как говорят сами курьеры, к примеру, компании Glovo, заработок складывается из нескольких составляющих: 350 тенге — стандартный вызов курьера. Иногда бывает, что в кафе нет нужного блюда, в магазине товара, а в аптеке лекарства, которые заказал клиент. Но курьер в любом случае получает 350 тенге за то, что приехал на место. Второе что влияет на заработок, это километраж — за один километр платят, примерно 110 тенге. В-третьих, ожидание. Бывает, что приезжаешь в кафе за заказанным блюдом, но оно еще не готово и приходится ждать. В таком случае после 5 минут ожидания за каждую минуту курьер получает 10 тенге. Бонусы также играют роль. Если в неделю отработал свыше 100 заказов - премия 35 тысяч.  Есть еще бонусы для тех, кто работает в плохую погоду – дождь или снегопад – они получают больше примерно на 30 процентов больше. Таких нюансов много. Но в целом в день можно заработать 10-15 тысяч тенге. Это после всех вычетов и, если делать в день около 10 заказов.

Другой представитель службы доставки говорит о том, что зарабатывал максимум 250 тысяч тенге.  Что касается курьерских миллионов, о которых слагают легенды, то более подробно рассказал об этом курьер Женис Орыналиев. По его словам, возможно всё, но каким образом – вопрос другой: «Это единичные случаи, когда курьеры зарабатывают такие суммы. В озвученной блогером компании заказы назначаются не автоматически - там сидят диспетчеры. Они напрямую переписываются со «своими курьерами» и пересылают им более выгодные заказы. Если мы, например, возим заказы по 600 тенге, то "своим курьерам" диспетчеры отправляют заказы на 1500 тенге. Это их братья, сестры, сватья, в общем родственники. Простые курьеры, которые пришли на обычных условиях, отрабатывают по 10 часов в сутки и зарабатывают 300-400 тысяч тенге в месяц. Но доход не равно заработок. Порядка 100 тысяч тенге с зарплаты уходит на аренду скутеров, авто, топливо, ремонт транспорта», - поделился подробностями «перевозчик».

Ни в больничный, ни в декрет

Если в целом условия работы курьером такие же стабильные, как и в любой другой профессии, то обеспечивают ли курьеров «бонусами» в виде соцвыплат так, как это делается при официальном трудоустройстве? Ведь в общих чертах подобная работа сопряжена с физическими рисками: авариями на дорогах, неисправностью техники. В конце концов – курьер тоже человек и может заболеть.

Еще в июне этого года Минтруда принялось разрабатывать законопроект, который смог бы официально закрепить статус независимых работников.

Нужно отметить, в сентябре по этому вопросу уже начались подвижки. Стало известно, что соцстрахование физических лиц, работающих через интернет-платформы, должны будут обеспечить оператор платформ, отчисляя за своих работников 1 процент от его дохода. Это также сообщили в Министерстве труда и социальной защиты населения РК.

Кроме того, с 1 января 2023 года будет увеличен размер социальной выплаты на случай потери работы из Государственного фонда социального страхования в среднем на 13 процентов.

В соответствии с действующим законодательством уволенные работники, зарегистрированные в качестве безработного, получают социальные выплаты по потере работы от одного до шести месяцев в зависимости от стажа участия в системе обязательного социального страхования и дохода за последние 24 месяца. Выплата осуществляется за счёт средств ГФСС в размере до 40 процентов от потерянного дохода. Впрочем, подобные выплаты могут коснуться не всех.

 

 

Аксинья Титова

Поделиться
Следуйте за нами