В погоне за зрелищем

В рубрике Культура - 2022-09-09

Эльвира Сыздыкова

В прокате идет фантастический неовестерн “Нет” режиссера и сценариста Джордана Пила. После странной гибели отца брат и сестра Оуджей и Эмеральд стараются удержать на плаву семейный бизнес - ранчо, предоставляющее лошадей для киносъемок. Один провал за другим, и вот семья уже на мели, а тут еще и лошади стали с пугающей частотой исчезать в ночи. Замечая неопознанный летающий объект в облаках над фермой, герои понимают, что от финансового благополучия и славы их отделяет лишь один невозможный кадр

Режиссером, сценаристом и продюсером “Нет” выступил лауреат “Оскара” Джордан Пил, автор знаменитых социальных хорроров “Мы” и “Прочь”.
К вдохновившим его на “Нет” фильмам Пил относит “Кинг-Конга”, “Парк Юрского периода”, “Близкие контакты третьей степени”, “Знаки”, а также “Волшебника страны Оз”, считая, что те идеально запечатлели одержимость человека зрелищами и безудержным желанием монетизировать их.
Переосмыслив устоявшиеся представления об НЛО, режиссер смело преобразил блестящие летающие тарелки, управляемые, как мы привыкли считать, некими зелеными человечками, а также наделил совершенно ужасающей ассоциацией небесную гладь - а в особенности облака.
По этому поводу Пил делится: “Красота неба завораживает. Оно в некотором роде стало первыми фильмами. Порой я могу увидеть облако, одинокое и слишком низкое, и оно вызывает у меня головокружение и это чувство Присутствия с большой буквы “П”. Я не могу описать это, но я знал, что смогу поместить это в фильм ужасов, и это изменит то, как люди смотрят на небо”.
Как только в сеть просочилось название нового фильма - Nope, пользователи стали обсуждать возможные смыслы, скрытые в нем. Многие решили, что Nope - это акроним фразы “Not our planet Earth” - “Не наша планета Земля”. Однако же сам Джордан Пил позже объяснил, что тайтл - это реакция, которую он ждал от зрителей. В русскоязычной адаптации фильм получил название “Нет”, хотя более корректным переводом слэнгового и расслабленного английского Nope будет скорее “нетушки”, “не-а”, “ни за что”. Именно так в оригинале нередко реагируют герои перед тем, как им приходится переступить через терзающий их животный ужас.

Главная роль - неразговорчивого Оуджея, умеющего отлично управляться с лошадьми, но не преуспевающего в бизнесе, досталась Дэниелу Калуя, обладателю премий “Оскар” и BAFTA, уже снимавшемуся у Пила в картине “Прочь”. Артист также известен по фильмам “Иуда и черный мессия” и “Вдовы”.
Сестру Оуджея, бесстрашную оптимистку Эмеральд, сыграла Кеке Палмер, прославившаяся благодаря сериалам “Тру Джексон” и “Королевы крика”. Анхеля, сотрудника, установившего камеры на территории ранчо, а позже ставшего помогать героям заснять НЛО, исполнил Брэндон Переа, появлявшийся в сериале “ОА”. Стивен Ен, знакомый зрителю по сериалу “Ходячие мертвецы” и фильму “Минари”, перевоплотился в Джупа Парка, владельца развлекательного парка, которому Оуджей вынужден продавать лошадей.
В каст также вошли Майкл Уинкотт (сериал “Мир Дикого Запада”) и Барби Феррейра (сериал “Эйфория”).
Джордан Пил, для которого “Нет” - третий режиссерский полный метр, все увереннее закрепляет за собой титул одного из самых изобретательных рассказчиков современного кинематографа. То там, то тут вживляя детали, расставляя крошечные, как кусочки пазла, подсказки, он не упускает из вида ни одной сюжетной нити, ни одного взгляда, ни одного слова. Наблюдать за тем, как все эти, казалось бы, совершенно разрозненные моменты действие за действием складываются воедино, - настоящее удовольствие.
Полный изощренных деталей, исторических и культурных отсылок фильм затянет в будоражащее, полное цвета и звука приключение, переживать которое, конечно, лучше на большом экране.

Как и все предыдущие работы автора, “Нет” надолго завладеет мыслями зрителя, побуждая вернуться за поиском новых смыслов. Переосмыслив жанровые каноны и стереотипные представления о неопознанном внеземном ужасе, Джордан Пил умудрился в историю о героях, ищущих идеальный кадр с НЛО, умело вплести темы эксплуатации живых существ, сокрытия кинематографического наследия, одержимости зрелищем, а также всеми безумствами, на которые готов пойти человек, чтобы его застать.

Индекс фильма <16+> - фильмы для детей, достигших 16 лет



Статья опубликована в №096, от 09.09.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "В погоне за зрелищем".

Поделиться
Следуйте за нами