Внутренняя красота

В рубрике Культура - 2022-09-02

Эльвира Сыздыкова

В прокат вышел фантастический фильм “Преступления будущего” с Вигго Мортенсеном, Леей Сейду и Кристен Стюарт в главных ролях. Технологический прорыв привел к необратимым последствиям. Исчезли инфекции и физическая боль, человеческий организм подвергся странным метаморфозам. Знаменитый художник Сол Тенсер страдает ускоренным синдромом, вынуждающим его тело выращивать неизвестные органы. Убежденный в опасности новообразований, он доверяет своей партнерше Катрис вырезать их публично, превращая операцию в зрелище. Полиция вербует Сола, чтобы тот помог остановить группу радикальных активистов, утверждающих, что человеческое тело переживает настоящую эволюцию

 Автор “Преступлений будущего” - канадский режиссер Дэвид Кроненберг, постановщик независимых картин “Космополис”, “Опасный метод”, “Звездная карта”. В 1970-м он выпустил фильм с тем же названием “Преступления будущего”, но с иными героями и сюжетной линией.
Оператором новой ленты выступил Дуглас Кох, санудтрек создал Говард Шор.
Премьера “Преступлений будущего” состоялась в рамках 75-го Каннского кинофестиваля в мае этого года.
В актерский состав вошли Вигго Мортенсен (серия фильмов “Властелин колец”, “Зеленая книга”), Леа Сейду (кинофраншиза о Джеймсе Бонде, “Французский вестник”), Кристен Стюарт (“Персональный покупатель”, “Спенсер”), Лихи Корновски (сериал “Под чужим флагом”), Скотт Спидман (сериал “Анатомия страсти”), Дон МакКеллар (“Скотт Пилигрим против всех”), Велкетт Бунге (“Берлин, Александерплац”).
Новую картину Кроненберга, наполненную подробными сценами хирургических вмешательств в человеческие тела, справедливо можно считать боди-хоррором, пусть и цель совсем не в том, чтобы вызвать отвращение.

Размышляя о зрительском дискомфорте, режиссер делится: “Конечно, сейчас мы видим в кино намного больше крови, насилия, секса, чем когда-либо прежде, но это нормально. Это означает, что сейчас меньше контроля над художественным выражением, но у зрителя всегда есть выбор. Он может не смотреть. Критикам удобно заявлять, что мы стали невосприимчивы к насилию, но я, честно говоря, в это не верю. Люди любят комфорт и развлечения, но они также любят быть доведенными до предела их восприятия и понимания. Так было всегда”.
Пророческие или нет, “Преступления будущего”, будучи антиутопией, воплощенной страхом грядущего, в первую очередь отражают, конечно, дилеммы настоящего, не забывают о вопросах, связанных с общественным строем, неповиновением и уделом человеческой расы в мире, разрушенном ею же.
Что делает человека человеком? Анатомически верный состав или умение сопереживать? Похоже, что Дэвид Кроненберг все-таки предпочитает верить в последнее. Так, самым незапятнанным героем “Преступлений будущего” оказывается ребенок, умерщвленный за новые, “нечеловеческие” функции своего организма, мальчик, ставший пылающим символом надежды в запустелом мире, увязшем в извращенных удовольствиях.
Немало в картину вживлено и размышлений о патологическом стремлении человека насыщать все вокруг и внутри смыслом. В ритме повествования совершенно удивительно и захватывающе проявляется параллель между тем, как органы наполняют наши тела, и тем, как художники стремятся наполнить каждый, пусть даже самый претенциозный и пустой, акт творческим содержанием. Красота - или же скорее смысл - в глазах смотрящего. В случае с героями “Преступлений будущего”, чье восприятие своих тел навсегда искажено, эта красота внутри. Буквально.
Лента длится чуть более полутора часов и за этот отрезок отправляет зрителя в плавное и компактное будущее с мизерным количеством локаций и какой-то бытовой размеренностью, от которого благодаря чувственной игре актеров, умело прописанным диалогам и любопытному мироустройству, просто не оторваться.

Для тех, кто готов смотреть дальше провокационных кадров, на первый взгляд безрадостный, жестокий и полный отталкивающих кровавых подробностей фильм Дэвида Кроненберга раскроется поэтичной, глубокой и нежданно светлой и нужной историей о странном новом мире, в котором человеку все же, быть может, есть место.

Индекс фильма <18+> - фильмы, запрещенные для детей



Статья опубликована в №093, от 02.09.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Внутренняя красота".

Поделиться
Следуйте за нами