Я - репортажник

В рубрике Светская жизнь - 2022-08-25

Ольга Зорина

В Almaty Gallery 3 сентября персональную выставку своих работ представит Талгат Галимов, фотокорреспондент газеты “Новое поколение”

“Мир глазами
репортера”
Талгат Галимов отлично знает и чувствует Алматы, и в городе тоже всюду его узнают. На многих событиях, встречах и выставках он появляется внезапно, и так же неожиданно исчезает, оставляя любопытный фотослед.
Постоянно действующей “экспозицией” фоторабот Талгата Галимова можно назвать всю его деятельность в издании “НП”, с которым он связан с момента его основания, то есть с 1998 года. Практически каждый номер газеты и сайта проиллюстрирован его фотоснимками. А в сентябре мы понаблюдаем, как фотографы города станут фиксировать на свои камеры коллегу и его кадры на выставке. К слову, это уже не первая персоналка Галимова. В городе Атланте, в Америке, в 1996 году, когда проходили летние Олимпийские игры, Казахстан представлял свой павильон, и американцы, а также гости мирового спортивного события познакомились с самыми красивыми видами и достопримечательностями Алматы. Они могли их увидеть благодаря фотографиям, созданным Талгатом Галимовым. Наш фотокорреспондент провел и ряд других авторских экспозиций в разных выставочных пространствах. Но сентябрьская выставка станет неким визуальным осмыслением деятельности фотографа в качестве репортера. Она и называться будет “Мир глазами репортера”.
- В душе я - репортажник. Не павильонщик, не портретист, - говорит Талгат Галимов. - Я все умею снимать, но меня всегда больше тянет к репортажной съемке. А что такое репортажная съемка? Это выработанная правильная реакция вовремя нажать на кнопку фотоаппарата, почувствовать тот самый нужный момент. Если не сориентировался - потерял важный кадр. Надо уметь и предвидеть, как может разворачиваться то или иное событие или встреча, то есть быть всегда в тонусе, в особой концентрации внимания. Раньше, когда мы снимали на пленку, то ловили момент, глядя в окно видоискателя, и такого не было, чтобы щелкали без конца. Это сегодня многим позволительна современная техника, на которой можно наснимать видеоряд, а потом выбирать из него нужный кадр. Но в таких случаях глаз замыливается, исчезает эксклюзивность, не случайность, осознанность, магия, если хотите.

“А помнишь, как все начиналось?”
- В 1977 году родители подарили мне фотоаппарат, и с того времени он вошел в мою жизнь. Тогда мне было всего 13 лет, но вплотную и профессионально я стал заниматься фотографией в возрасте 19 лет. В 1979 году я окончил восьмилетнюю школу №42 имени Октябрьской революции, затем пошел учиться дальше, а с 1983 года со мной навсегда сумка с фотоаппаратом через плечо. До 1993 года, пока повсеместно не стали разваливаться большие производства в стране, я успел поработать на заводе “Гидромаш”, затем сотрудничал с одним из американских фондов, был репортером в газете “Караван”, а в 1998-м мне сказали, что есть вакансия в открывшемся издании “НП”. Я пришел на испытательный срок, да и остался здесь, и нахожусь в редакции до настоящего времени.

(Не) случайные кадры
В кабинете Талгата на всех стенах можно увидеть множество фотоснимков, сделанных им в разные годы. Среди них есть и самые незабываемые, зафиксированные как бы случайно, и в то же время созданные с фантазией:
- У меня несколько таких снимков, которыми особенно горжусь и которых точно ни у кого не было и не будет. Два из них будут представлены на моей сентябрьской выставке, - говорит Талгат. - Один из них - из серии “Монумент и Солнце”. Имеется в виду Монумент независимости на новой площади Алматы. Мне посчастливилось показать его и при первых заморозках, и на закате, и при затмении солнца. При затмении я обыграл сюжет и точно знаю, что у других фотографов, которые хотели повторить его, этого не получилось. Еще для меня памятна фотография Первого Президента страны, когда он посетил один из медиа-форумов в Алматы. Нурсултан Назарбаев сидел тогда на фоне баннера, на котором были цифры года “2001” и слово “Казахстан”. Мне удалось так скадрировать сюжет, чтобы за спиной Президента осталось только “01 Казах”. Эта фотография выходила на страницах нашей газеты. Также мне нравится снимок с Премьер-Министром Акежаном Кажегельдиным, который также оказался на фоне баннера с государственной символикой, и каким-то образом над его головой образовался символический нимб. Да, именно этот снимок можно заметить у меня на стене в редакционном кабинете, и я им тоже очень дорожу.

Самое важное для профессионального фотографа
- Во-первых, необходимо работать “в паре” - собственные мозги и фотоаппарат. Нельзя полностью надеяться на возможности техники, и я всегда говорю об этом молодым начинающим фотографам, которым кажется, что навороченные камеры сделают за них всю работу. Можно снимать с одного и того же аппарата, но разные люди и разные фотографы с одной точки и в одном, казалось бы, ракурсе сделают совершенно разные по качеству снимки. Мне, конечно, не нравится, когда человек обучается два-три месяца на специальных курсах и сразу называет себя профессионалом, не зная при этом даже самых простых правил техники безопасности.

Папа Римский!
Ситуации, когда у фотокоров изымают фотоаппараты не столько обыденные, сколько это может чаще случаться с пленкой или в настоящее время с флешкой, хранящей память. К примеру, на границе с Ташкентом таможенники в какой-то период времени просили показать все, что отснято даже на сотовый телефон, и какие-то снимки заставляли тут же на их глазах удалять.
- Со мной такая история случилась в 2002 году, когда в Астану с визитом прибыл Папа Римский. Понятно, что его охраняли, а мне было любопытно подмечать разные детали, в том числе и снайперов на крышах зданий. Конечно же, я всегда смотрю не только на объект общего внимания, но и вниз, и вверх, и слева, и справа, и какие-то моменты хочется запечатлеть на пленку. Но тогда нас всех, и журналистов и фотокорров, сопровождали комитетчики - они просмотрели весь отснятый нами материал, удалив из него все, что посчитали, по их мнению, необходимым. Однако все нейтральные кадры они не тронули. Было такое. А вообще я очень люблю пресс-туры, потому что изменение обстановки всегда наполняет свежей энергией, открывает новые ресурсы, обновляет взгляд. Даже чисто психологически любая поездка действует на всех только благоприятно, даже если в ней случаются рабочие казусы.

“Я прошел по жизни”
- Есть такое выражение у фотографов “Я прошел по жизни”. Оно о любителях снимать все, что цепляют твои эмоции, глаза. Когда у меня есть свободное время, с удовольствием хожу по жизни. Люблю бывать в алматинском зоопарке, в ботаническом саду, фотографировать старинные здания. У меня нет определенных границ в том, что именно запечатлеть на камеру. Тем и отличается репортажник от обывателя - он смотрит на то, что происходит здесь и сейчас. И я доволен тем, что умею, счастлив от того, что меня знают. Но всегда, конечно, стремлюсь к совершенству, к новым знаниям.

Фото Талгата Галимова



Статья опубликована в №091, от 25.08.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Я - репортажник".

Поделиться
Следуйте за нами