Человек, который не знает слова “нет”

В рубрике Исследования - 2022-08-25

Елена Брусиловская

В эти дни 60-летний юбилей отмечает “Почетный авиатор Казахстана”, кавалер орденов “Кџрмет”, “Алѕыс”, генеральный директор одной из крупнейших казахстанских компаний “Трансавиа” Виктор Иванович Матвеев

У американцев более ста лет бытует фраза Self-mademan - “Человек, сделавший сам себя”. Виктор Иванович Матвеев полностью укладывается в эту ставшую классической формулу, потому что сумел создать не только одно из самых крупных агентств Казахстана, что стало основным делом его жизни, но и сформировался как личность, не затерявшись в сложных лабиринтах современного, очень непростого времени.

На стыке времен
Мудрый Конфуций говорил - не дай Бог жить в эпоху перемен. Но времена, как известно, не выбирают, вот и Виктор Иванович, подобно всем представителям старшего и среднего поколения (а он по нынешним меркам человек еще молодой), попал под этот безжалостный каток смены эпох.

Он еще застал времена Советского Союза, что дало ему возможность получить прекрасное образование - Виктор Иванович с отличием окончил сначала Омское летно-техническое училище, а затем Киевский институт инженеров гражданской авиации. При этом он приобрел не только профессиональные знания. В нем были заложены очень важные человеческие качества, такие как ответственность, добросовестность, порядочность, что, согласитесь, далеко не маловажно.

В конце 80-х годов, вплоть до развала Союза, молодой выпускник работал в Алматинском объединенном авиаотряде КУГА, где получил опыт работы в большом коллективе, а вместе с тем и необходимые управленческие навыки. Но потом пришли иные времена, стала рушиться прежняя система со всеми ее социальными, финансовыми и экономическими составляющими.

В эти новые реалии надо было как-то вписываться, ведь страна стала жить в иных измерениях. На пространствах былой державы в недрах старой экономики начал зарождаться пока еще дикий рынок, во многом формирующийся по законам вестернов, где “боливар не выдержит двоих”, а посему каждый должен выжить сам, как может. Во множестве стали образовываться различные большие и мелкие компании, фирмы и фирмочки, которые исчезали так же быстро, как и появлялись.

Но надо отдать должное, что на этой во многом криминогенной волне социальных потрясений “лихих 90-х” делались попытки создать что-то достойное, отвечающее, как тогда принято было говорить, уровню мировых стандартов. Так, в России появилась компания “Трансаэро”, быстро ставшая серьезным и единственным конкурентом “Аэрофлоту”.

Новый опыт
Стремительно развиваясь, она стала открывать свои представительства как на территории СНГ, так и в дальнем зарубежье. Новым подразделениям нужны были грамотные, высокопрофессиональные специалисты, такие как Виктор Иванович Матвеев. Поэтому не случайно вскоре его назначили сначала старшим представителем “Трансаэро” в алматинском аэропорту, а затем заместителем генерального директора по коммерции ТОО “Трансаэро турс” по Казахстану.

Хорошо ли он работал? Вот что говорит по этому поводу Герой Труда Казахстана, в прошлом первый Премьер-Министр независимого Казахстана Сергей Александрович Терещенко.
- Виктора Ивановича Матвеева я узнал в 1993 году, когда он пришел на работу в компанию “Трансаэро”. Была такая отличная частная компания, которую организовал Александр Петрович Плешаков. Я им помогал организовывать рейсы в Казахстан, тогда самолеты “Трансаэро” летали в восемь городов республики.

И я помню, как здесь, в Алматы, мы встречали первые рейсы, помню человека в желтой кожаной куртке, который очень умело работал. Потом, когда я уже ушел из политики и стал членом совета директоров “Трансаэро”, часто бывал в Москве, летал по всему миру, занимаясь бизнесом, мы познакомились ближе, и я, как говорится, воочию увидел профессионала высокого уровня. Он умел выходить из любой ситуации. То есть Матвеев - это человек, который всегда, в любом случае умел найти выход, умел решать самые сложные вопросы. Не случайно я его называл “человек, который не знает слова “нет”, - рассказывает Сергей Терещенко.

Но спокойной жизни в “Трансаэро” у Виктора Ивановича, к сожалению, не получилось. Крепкий профессионал, умеющий работать, независимый в суждениях, он явно кому-то мешал. На него стали писать кляузы, и Плешаков решил его уволить. Но за способного специалиста заступился Сергей Александрович. Виктора Ивановича оставили. Его пытались уволить и во второй раз, и вновь вмешался авторитетный Терещенко, но потом Матвеева все-таки уволили. Он стал безработным.


В свободном
полете
Случилось это в 2000 году. Многие в такой ситуации опустили бы руки, сетуя на несправедливость жизни, но Виктор Иванович не из таких, в его характере был тот самый стержень, который не позволял сломаться. И кто знает, может, в нем еще жил тот юношеский мальчишеский оптимизм, навеянный книжной романтикой, с его не менее оптимистичным лозунгом “Бороться и искать, найти и не сдаваться”.

Вот и Виктор Иванович решал не поддаваться ударам судьбы и коренным образом изменить свою жизнь, создав собственное дело, чтобы ни от кого больше не зависеть.
Он пришел к Сергею Александровичу Терещенко, который не раз помогал ему в сложных ситуациях, и на вопрос “Что ты хотел бы делать?” ответил: “Билеты продавать”. И вот 13 июня 2000 года Виктор Иванович зарегистрировал компанию, которую назвали “Трансавиа”, а уже 27 июля этого же года он продал первый билет из Алматы во Франкфурт, заработав на этом первые 200 долларов.

Сегодня “Трансавиа” уже 22 года, в ней работают сотни человек. Компания имеет свои представительства в 14 городах Казахстана, а также в некоторых странах СНГ - Минске, Бишкеке, Киеве. За это время она выросла, окрепла, набрала солидные обороты. Это уже не одна, а группа компаний.

- Оборот “Трансавиа” в 2019 году составил 97 миллиардов тенге, это примерно столько, сколько делает алматинская кондитерская фабрика “Рахат”, но они делают даже меньше - 70 миллиардов тенге. Нынешние доходы “Трансавиа” сопоставимы с доходом крупного завода. И я думаю, что в этом году этот оборот будет превышен, ведь то был так называемый “ковидный оборот”, теперь будет постковидный. Ежегодный рост “Трансавиа” составляет от 10 до 15 процентов, и это при том, что авиация сейчас находится в глубоком кризисе. Тем не менее Матвееву удается успешно вести свой бизнес, - отмечает Сергей Терещенко.

Здесь хотелось бы особо подчеркнуть, что в отличие от многих людей, для которых бизнес является лишь средством личного обогащения, Виктор Матвеев заработанные деньги в первую очередь вкладывает в расширение сферы деятельности. Если первоначально его компания только бронировала и оформляла авиабилеты, то теперь к этому прибавились новые услуги, такие как туризм, бронирование отелей, грузоперевозки. У компании есть свои транспорт, отель, небольшой ресторанчик.

Что дает “Трансавиа” так мощно, стабильно развиваться? Мне кажется, прежде всего, люди, которые в ней работают. Виктору Ивановичу удалось создать профессиональную команду единомышленников. Он много делает для того, чтобы его сотрудникам работалось комфортно, чтобы они чувствовали постоянную о них заботу, чтобы могли раскрывать собственный потенциал. Не случайно все его коллеги отзываются о своем руководителе только в превосходной степени.



Статья опубликована в №091, от 25.08.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Человек, который не знает слова “нет”".

Поделиться