Одежда или еда?

В рубрике Светская жизнь - 2022-08-23

Алина Сарсенова

Завершилось одно из самых ярких событий в мире моды и бизнеса, в рамках которого прошла бизнес-конференция. Ее можно рассматривать как отдельное громкое мероприятие, ведь на ней обсуждаются очень важные вопросы, связанные не только с модой и покупкой одежды, но и вообще с потреблением в стране. Я сейчас говорю о 30-й Международной выставке моды Central Asia Fashion, во время которой и проходила сессия “Тотальный народный апдейт нового Казахстана” и где эксперты представили уникальные аналитические данные, поделились мнениями и прогнозами по развитию ритейл-рынка Казахстана. Эксперт Наталья Оспанова, директор группы исследовательских компаний Alvin Market и президент “Казахстанской ассоциации профессиональных исследователей общественного мнения и рынка” (КАПИОР), рассказала о результатах многолетнего социального исследования благосостояния соотечественников. Периодом изучения стали последние 15 лет

Как отмечает спикер бизнес-конференции CAF Наталья Оспанова, агентство Alvin Market ведет исследование по субъективной оценке социального положения казахстанцев еще с 2006 года: “За последние 15 лет произошли достаточно серьезные изменения в социальной сфере страны. Например, если говорить о платежеспособном населении, а именно о тех, кому хватает денег на покупку бытовой техники, и они могут позволить себе дорогостоящие товары, недвижимость, то эта аудитория практически не поменялась: как составляла 24 процента, так и осталась. Но обратите внимание на середину, ее мы называем “средний класс”. Это те, кому хватает доходов на покупку питания, одежды, но вот покупка крупной бытовой техники может вызывать затруднения. За 15 лет эта группа людей “среднего класса” существенно сократилась - с 51 процента до 31. Более того, в два раза выросла доля тех, у кого есть затруднения с покупкой одежды”.

Исследование, представленное на бизнес-конференции СAF, наглядно показало социальное благополучие населения. “Мы замерили факторы, касающиеся социальных моментов: материальное положение домохозяйства, уровень жизни с точки зрения наличия благоприятных жилищных условий, в целом социальная среда. На вопрос “Как за последний год поменялось ваше материальное положение” в 2006 году тех, кто говорил, что положение ухудшилось, было всего 7 процентов. Тогда как в 2022 году это уже все 35 процентов опрошенных. Получается, что доля тех, кто отмечает ухудшение за последний год, увеличилась в пять раз”, - делится Наталья Оспанова.

В то же время эксперт представила данные, насколько жители довольны уровнем жизни в своем населенном пункте, жилищными условиями и ассортиментом продовольственных товаров. И здесь, вопреки предыдущим показателям, большинство выражает достаточно высокую удовлетворенность. “Положительная и оптимистичная тенденция прослеживается во всех наших исследованиях. Мы просмотрели динамику за несколько лет. Благополучные и проблемные по всем показателям годы. Уровень оптимизма у казахстанцев всегда высокий! Дополню, что этот уровень подтверждают и результаты международных исследований, которые проводятся ежегодно относительно уровня счастья в разных странах. В них Казахстан особенно отличился в последнем исследовании за 2021 год. Он обогнал все страны СНГ по уровню счастья и в мировом рейтинге самых счастливых стран мира World Happiness Report занял 40-ю строчку, тогда как соседняя Россия только на 80-м месте.

Наши аналитики всегда задают вопрос, почему инфляция, денег не хватает, а люди чувствуют себя счастливыми? Многие, особенно люди возрастные, пережившие много лишений, говорят о том, что лишь бы не было войны и катаклизмов, а остальное мы переживем. Наверное, в этом и есть сила казахстанцев как нации. Важно, что, несмотря на некоторые малоприятные цифры исследования, все же 68 процентов респондентов отмечают, что ожидают улучшения ситуации уже в ближайшие месяцы. Даже в среднесрочной перспективе, согласно нашему опросу, 80 процентов населения видят Казахстан в светлом будущем”, - резюмирует Наталья Оспанова.

Напомним, что в Алматы завершилась юбилейная 30-я Международная выставка моды Central Asia Fashion, это был самый масштабный за историю B2B-проекта сезон, который принял на своей площадке 143 модные марки из 10 стран мира. Привезли свои коллекции поставщики и производители из Турции, России, Молдовы, Таджикистана, Белоруссии, Италии, Китая, Польши, Казахстана и Узбекистана.



Статья опубликована в №090, от 23.08.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Одежда или еда?".

Поделиться
Следуйте за нами