САМОКАТНЫЙ “ЦИРК” УЕХАЛ

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-07-29

Алексей Мальченко

Теперь уже можно говорить о том, что беспредельная езда на самокате в обозримом будущем уйдет в прошлое: понятие “электросамокат” наконец-то прописали в стандарте Казахстана

Право на скорость -
права
Хаотичное и беспорядочное движение электросамокатчиков было проблемной и нерешаемой задачей трафика крупных городов Казахстана на протяжении последних пяти лет. Стоит отметить, что внимание к этому виду транспорта поубавилось после того, как город заполонили скутеристы и мопедисты. Отношение изменилось не из-за того, что электросамокатчики стали ездить прилежнее. Отнюдь, просто новая “каста” водителей (курьеры-мопедисты) принесла еще больше хаоса, за которым последовали аварии и смертельные ДТП.
При этом полицейские после каждого резонансного ДТП с участием этого вида транспорта разводили руками - мол, электросамокат невозможно классифицировать и они, соответственно, не могут привлечь его владельца к ответственности. Не могут или не хотят? Трактовка вопроса на самом деле спорная, ведь наказание даже для велосипедистов и пешеходов есть, а для “повисших в воздухе” электросамокатчиков его почему-то не находилось. Но лед тронулся, и процесс легализации запущен.
Документ “Самокаты электрические. Технические требования” (СТ РК 3769-2022) подписан 1 июля 2022 года и сразу же вступил в силу. В новом стандарте дано толкование самому понятию “электросамокат”. В частности, в нем указывается, что к электросамокатам относятся “электрические транспортные средства индивидуальной мобильности, имеющие два или три колеса, предназначенные для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя(-ей), не имеющие сиденья, с максимальной конструктивной скоростью не более 25 километров в час”.
По части скоростного режима вопросов не возникает, ведь разгоняться еще быстрее на маленьких колесах действительно крайне опасно. Но вот то, что с самокатов решили “срезать” сиденье, это не понятно.
Для большинства моделей электросамокатов сиденье предусмотрено как аксессуар, который производится на том же заводе, что и сам самокат. Чем помешали эти дополнения? Нельзя сказать, что в Казахстане такой тюнинг пользуется большим спросом. В большинстве своем сиденье устанавливают люди зрелые, то есть те водители, которые априори ездят не быстро и стараются не нарушать ПДД.
Также в документе сказано, что электросамокаты, разгоняющиеся свыше 25 километров в час, согласно новому стандарту, подчиняются уже техрегламенту Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств” и относятся к категории L. По сути, это целая группа, в которой есть семь подгрупп, позволяющая их выделить отдельно и раздробить дополнительно. Но для чего - опять не понятно. Ведь эта группа не имеет ничего общего с категорией водительского удостоверения. Видимо, заготовка на будущее.
В свою очередь, для управления электросамокатами, разгоняющимися свыше 50 километров в час, нужны водительские права категории А1, как на мопед. И это, несомненно, радует, поскольку все чаще в автомобильном потоке начали попадаться “камикадзе”, которые разгоняются на электросамокате и до 80 километров в час. Да, такие водители, как правило, используют экипировку, как минимум шлем и перчатки, но в случае падения эти средства защиты вряд ли спасут при движении на столь большой скорости. Дело в том, что даже самые мощные модели электросамокатов оборудованы маленькими колесами диаметром около 13 дюймов (примерно 33 сантиметра). То есть в случае если под колесо попадет какой-то крупный камень или на пути встретится серьезная выбоина, удержать электросамокат на ходу будет крайне сложно.

Вдвоем “тесно”
В опубликованном документе четко прописаны и технические требования к электросамокатам. В частности, они должны быть оснащены электродвигателем(-ями), батареей напряжением не более 100 вольт постоянного тока, зарядным устройством на напряжение не более 240 вольт переменного тока. То есть под этот пункт подпадают практически все модели электросамокатов - от самых простых до сверхмощных, способных разгоняться до скорости 100 километров в час.
Должны иметь деку, руль, два или три колеса, устройства освещения (фара спереди и фонарь сзади), сигнал, тормозную систему, органы управления. То есть в теории, если какого-то из пунктов не окажется, эксплуатировать такое средство нельзя. Конечно, на электросамокате без руля вряд ли кто-то будет кататься - на таком далеко не уедешь. Но вот в случае, если перегорит лампочка стоп-сигнала или будет отсутствовать основной свет, это может послужить поводом для претензий.
В документе также говорится, что электросамокаты, имеющие возможность движения задним ходом, должны быть оборудованы устройством, ограничивающим скорость до шести километров в час при движении задним ходом. В это время также должен включаться слышимый звуковой сигнал. Чем продиктовано это обязательство, не понятно. Опцией звукового сигнала, как правило, оборудуют только крупные и легкие грузовые машины. Даже на легковых авто и мотоциклах такие условия не предусмотрены.
Что касается допусков к управлению, то здесь авторы документа всю ответственность возложили на производителей.
“Максимальный вес водителя, максимальный и, если применимо, минимальный рост водителя, а также максимальный и/или минимальный возраст водителя должны указываться в сопроводительной документации”, - говорится в стандарте. Какой именно, не указывается. По всей видимости, речь об аннотации, которая в большинстве случаев идет на китайском или, в лучшем случае, на английском языке.
Зато четко прописан запрет на перевозку пассажиров, буксировку других транспортных средств (в том числе электросамокаты, прицепы, полуприцепы), перевозку грузов. С ростом популярности кикшеринга парные катания стали просто каким-то трендом. В большинстве своем дуэтами на одном самокате катаются молодые пары. Понятно, что в подростковом возрасте гормоны начинают зашкаливать, а такие, условно безобидные, поездки позволяют сблизиться. Но здесь нужно опираться не на чувства, а на логику и трезвый ум. Не раз такие парочки создавали аварийные ситуации, когда управляющий электросамокатом парень увлекался беседой с девушкой, не обращал внимания на смену света светофора на красный.
Есть в рейтинге Казнета и “герои” из числа взрослых. Титул самого безответственного родителя занял один папаша, который, двигаясь на электросамокате по улицам Алматы, поставил одного ребенка на деку, фактически зажав его между ног, а второго посадил себе на шею. Цирковое шоу, не меньше. Только вот закончиться такой “аттракцион” мог совсем не аплодисментами.
Нарушением условий перевозки грешат и сами сотрудники, предоставляющие кикшеринг. В городе достаточно часто можно увидеть, как один человек везет пять-семь электросамокатов, сложенных веером. Понятно, что таким образом они экономят время на сбор разбросанных по разным точкам разряженных электросамокатов. Но впредь эту практику придется пересмотреть.

А как же
контроль?
В стандарте отдельно сказано, что не допускается осуществлять модификацию каких-либо узлов электросамоката в целях увеличения максимальной скорости либо снятия установленного ограничения максимальной скорости. Тут все логично. Хочешь ехать быстрее - сдавай на категорию, получай права, и можно смело катить на все четыре стороны с любой разумной скоростью. Кстати, стандарт не распространяется на электрические средства передвижения с системой самобалансирования, такие как моноколеса, гироскутеры с рукояткой управления или без нее, устройства, также классифицируемые в качестве игрушек для детей. Кем тот же электросамокат должен классифицироваться как “детский”, непонятно. Например, в Европе все прописано четко и однозначно: к детским относятся те, скорость которых не превышает шесть километров в час. У нас же, видимо, подразумевается, что категория должна быть прописана изготовителем.
Следующим шагом на пути вывода электросамокатчиков из тени беззакония станут изменения в ПДД и Адмкодексе РК. И здесь хочется верить в то, что такой шаг будет сделан этим летом, а не к следующему сезону, ведь только с начала этого года в стране произошло более 40 аварий с участием электросамокатов, одна из которых со смертельным исходом.
По-прежнему остается открытым главный вопрос: кто будет следить за порядком? Будут ли представители власти уделять электросамокатчикам такое же пристальное внимание, как в случае с автомобилистами, или все останется как было. Повод предполагать, что все может остаться только на бумаге, есть, поскольку сейчас ничего не сказано об идентификации электросамоката и его владельца. Именно невозможность определить человека и дает ложное чувство безнаказанности.
“НП” уже не раз писало о том, как этот вопрос решен в Европе, где на электросамокате запрещено перемещаться до тех пор, пока его владелец не получит номер, клеящийся на брызговик заднего колеса. К слову, на большинстве современных самокатов под эти самые номера есть специальные площадки. Однако в опубликованном стандарте мы нашли лишь рекомендацию (!) в разделе “Маркировка и информация об изделии”, где авторы советуют использовать идентификационный номер в соответствии с п.9, который отсылает к стандарту ISO 3779:2009 “Транспорт дорожный. Идентификационный номер автомобилей (VIN)”. Тот самый вин-код, который не на всех автомобилях присутствует, не говоря уже о средствах передвижения, которые только-только идентифицировали как электросамокаты.
В целом же будем верить, что в обозримом будущем в Казахстане станет так же, как в Европе, где уже давно полиция не просто следит за электросамокатчиками, а на глаз может определить транспортное средство, мощность и скоростные показатели которого превышают установленные нормы. Для этого они даже укомплектованы специальными докстанциями, которые позволяют тут же, на месте, проверить скоростные характеристики самокатов. Внедрена такая практика неслучайно. Дело в том, что есть мастера тюнинга, которые повышают мощность самокатов путем перепрошивки системы (кстати, этим грешат и казахстанские любители электросамокатов). То есть визуально это может быть модель, которая с завода делает максимальные 25 километров в час, а после доработки может ехать все 30-35.
В целом вопрос контроля за электросамокатчиками уже давно и детально проработан. Достаточно взять опыт развитых стран и внедрить его у нас.



Статья опубликована в №080, от 29.07.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "САМОКАТНЫЙ “ЦИРК” УЕХАЛ".

Поделиться