Реальные потери от виртуальных мошенников

В рубрике Исследования - 2020-10-30

Ботагоз Искакова

Пандемия повлияла на увеличение объема интернет-продаж и снижение продаж в традиционных магазинах. Если в Европе отмечают 20-процентный скачок е-коммерции, в нашей стране продажи в виртуальных магазинах возросли более чем вдвое. Но не спят и мошенники: по данным МВД, за последние три года удвоилось количество интернет-преступлений

В основном мошенники используют банальные схемы: они размещают объявления по продаже товаров или оказанию услуг на интернет-площадках и при этом предлагают очень низкую цену. Затем всем заинтересованным предлагают произвести предоплату в размере 50 процентов от стоимости товара. Но после внесения “аванса” покупателей ставят в известность, что произошла какая-то заминка - товар находится в другой стране и нужно немного подождать. Но затем покупатель не может ни дозвониться к горе-продавцам, ни получить назад товар или вернуть свои деньги. Как выясняется впоследствии, суммы перечислялись на счет третьих лиц, вступивших в сговор с зачинщиками этой нехитрой схемы.
Так, недавно задержали преступную группу, состоящую из четырех человек, которая “продавала” автозапчасти. На сегодня доказано 17 эпизодов, расследование продолжается.
Иногда потерпевшими становятся владельцы объявлений, намеренные что-то продать. Мошенник находит такого продавца и под видом необходимости проведения предоплаты просит предоставить ему реквизиты, данные ИНН и банковской карточки. Впоследствии эти данные используют для оформления кредитов.
Большинство преступлений носят трансграничный характер, так как потерпевший может находиться в одном регионе, преступник - в другом, а иногда бывает, что они находятся в разных странах.
“Многие предпочитают не обращаться в полицию из-за того, что считают свой ущерб малозначительным. Это негативно отражается на выявлении мошенников и их привлечении к ответственности”, - отметил Ерлан Омарбеков.
Для того, чтобы не попадать в руки мошенников, главный рецепт остается одним: доверять только крупным и уже зарекомендовавшим себя интернет-платформам и помнить, что бесплатным сыр бывает только в мышеловке. Не стоит доверять и информации о продаже товара по цене, гораздо ниже рыночной.
С одной стороны, покупателей, которые хотят сэкономить сегодня, в период кризиса, вполне можно понять. Но в погоне за клиентами многие торговые сети предлагают сэкономить за счет программы лояльности, предлагая постоянным покупателям кэшбэк, который зачастую доходит до 20 процентов.
Совершенствуется и сервис, и бонусные программы, растет конкуренция за счет появления новых игроков.
Во всем мире пандемия COVID-19 подстегнула рост онлайн-продаж. По данным аналитиков, из-за пандемии мировые розничные продажи электронной коммерции в 2020 году могут вырасти на 265 процентов - с 1,3 триллиона долларов в 2014 году до 4,9 триллиона долларов в 2021 году. При этом объем продаж в электронной торговле поглощает традиционную розницу. По прогнозам, уже в следующем году на нее будет приходиться 17,5 процента от общего объема розничных продаж в мире.
По сведениям компании eMarketer, объем глобальной электронной торговли в 2020 году составит 3,914 триллиона долларов США. В Западной Европе оборот электронных магазинов до конца года вырастет на 17 процентов и достигнет около 500 миллиардов долларов США, при том что розничная торговля упадет на десять процентов. Интернет-магазины Испании до конца года могут увеличить продажи на 23 процента, это один из самых высоких показателей в мире. На 21,9 процента вырастет рынок e-commerce Нидерландов, на 20,5 процента - Италии.
Но в нашей стране объемы роста электронной коммерции куда более впечатляющие - только в прошлом году они увеличились в 1,8 раза и превысили 700 миллиардов тенге.
Власти всячески поддерживают этот сегмент рынка, так как кроме минимизации вируса и экономии времени он еще и способствует выводу капитала из тени, ведь интернет-покупки предполагают электронные транзакции, которые всегда можно отследить. Так, в прошлом году объем безналичных платежей увеличился в 2,3 раза и составил около 14,4 триллиона тенге. Этот рост связан с развитием инфраструктуры торговых POS-терминалов, выходом на рынки Казахстана Apple Pay и Samsung Pay, стимулированием банками клиентов через бонусы и кешбэки, а также активным использованием безналичной оплаты на всех видах общественного транспорта.
В прошлом году в Казахстане приняли Дорожную карту по развитию электронной коммерции на 2019-2025 годы. Документ предусматривает три ключевых направления: наращивание экспорта в электронной торговле, вовлечение отечественных предпринимателей в электронную торговлю и развитие инфраструктуры, защиту прав потребителей и продвижение электронной торговли.
Сегодня в Казахстане насчитывается более двух тысяч интернет-магазинов. Объем рынка электронной торговли за первое полугодие 2020 года составил 435 миллиардов тенге. Это 9,4 процента от общего объема розничной торговли. До конца этого года ожидается 900 миллиардов тенге. По прогнозам, к 2022 году этот показатель достигнет 1,9 триллиона тенге, составляя около 13 процентов от общего объема розничной торговли.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами