В моде - ретробонус

В рубрике Новость дня - 2022-07-14

Ольга Шишанова

Оказывается, в крупных торговых сетях республики можно купить множество товаров по сходной цене. Иными словами - по льготным расценкам, причем всем категориям населения. Вот только казахстанцы совсем об этом не знают, а супермаркеты не спешат раскрывать “секреты компании”

WELAR

Об этом заявил депутат Мажилиса Парламента РК Аманжан Жамалов, который в своем обращении к Правительству в очередной раз обеспокоился растущей инфляцией и непрекращающимся ростом цен на продовольственные товары.

- Сегодня рост цен остается главной проблемой экономики, и нужны решительные меры, чтобы инфляция не съедала доходы казахстанцев. Я, как депутат, часто критикую Национальный банк и Правительство за их нерешительность и твердолобость в вопросе сдерживания цен. И посвятил этому не один депутатский запрос, - заявил Аманжан Жамалов.

Мажилисмен считает, что сейчас товары на прилавках достигли совершенно бешеных цен и Правительству РК необходимо срочно разработать “вакцину от бешенства”.

- Сейчас основные меры сдерживания роста цен реализуют самостоятельно через торговые сети. Основной инструмент - так называемая оборотная схема. Это льготное кредитование торговых сетей, которые берут на себя обязательства по сдерживанию цен. На нее потратили 81 миллиард тенге, но вот только ощутимого эффекта не наблюдается до сих пор. Хуже того - цены продолжают расти, - говорит парламентарий. Добавляя, что “механизм требует серьезной доработки”.

Во-первых, в оборотной схеме участвует почему-то очень ограниченный список товаров, который заранее оговаривается. Например, в “Магнуме”, по словам Жамалова, цены сдерживают только по 19 социально значимым товарам.

Во-вторых, невозможно посчитать реальный эффект “оборотной схемы”, поскольку нет данных - какая доля товаров из общего объема продана по льготным ценам.

- Считают, что тот же “Магнум” закупает товары только на сумму выделенного займа, а потом продает их у себя в магазине. То есть в магазине может продаваться товар по льготной цене. Но в то же время эти же товары продаются и по обычной рыночной стоимости. Естественно, льготный товар при этом быстро раскупается и его хватает лишь на небольшое время торговли, после чего эти же товары остаются на полках только по высокой цене, - поясняет депутат. Одновременно сетуя на то, что “конечно, скорее всего, этот 81 миллиард тенге по всей стране - капля в море”.

В-третьих, законом установлена предельная наценка на социально значимые продукты не более 15 процентов. Но, оказывается, в торговых сетях есть еще и так называемые ретробонусы.

- Это разбойничий инструмент, придуманный “торгашами”, заставляющий производителей отдавать плоды их труда за ничтожную плату и путем начислений на них так называемых ретробонусов, принуждающих покупателей приобретать эти товары у них по гораздо более высокой цене. Фактически это плата производителей магазину за продажу товара, чтобы товар вообще мог попасть на полку. Так что, если учитывать эти бонусы, то наценка в торговых сетях составляет почти 40 процентов вместо установленных законом 15. Например, себестоимость бутылки минеральной воды условно составляет 100 тенге. К этой сумме начисляется ретробонус в 20 тенге. Плюс наценка 15 процентов, или 18 тенге. Конечная цена - 138 тенге. После продажи товара 120 тенге уходят производителю, из которых он возвращает торговой сети ретробонус в 20 тенге. Итоговая наценка торговой сети - 38 тенге, или 38 процентов. Но никак не 15, - возмущается Жамалов.

Но самое главное, говорит он, казахстанцы совершенно не в курсе того, какие именно товары продают по льготным ценам. Несмотря на то, что на каждом продукте из льготного списка есть специальная маркировка, указывающая, что этот товар является социальным и имеет специальную цену. Но эта маркировка настолько мелкая и неяркая, что ее совершенно не видно. Да и номенклатура всего лишь в 19 социально значимых товаров также играет на руку торговым сетям. Поэтому мажилисмен настаивает на расширении перечня таких товаров исходя из того, что “потребительская корзина казахстанцев состоит не из 19 наименований”, да и их список также не мешало бы нарастить.

Нур-Султан


Статья опубликована в №073, от 14.07.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "В моде - ретробонус".

Поделиться