Город на крови

В рубрике Культура - 2022-07-08

Эльвира Сыздыкова

В прокат вышел испанский слэшер “Венецияфрения”. Пятеро друзей из Испании отправляются в Венецию, охваченную протестами против туристов. В планах у героев костюмированные вечеринки, реки спиртного и море знакомств. В первую же ночь компания, следуя за незнакомцем в маске, пробирается на экстравагантную закрытую вечеринку, а наутро один из друзей пропадает. Местная полиция бездействует, а между тем неизвестный ряженый убивает туристов на улице при свете дня. Долгожданное и очень дорогое путешествие оборачивается сущим адом

Режиссер и сценарист фильма - Алекс де ла Иглесиа, лауреат “Серебряного льва”, автор картин “Печальная баллада для трубы”, “Идеальные незнакомцы”, “Месси”. Сюжет “Венецияфрении” ему помог доработать давний друг и коллега Хорхе Геррикаэчеварриа. За камеру отвечал Пабло Россо, работавший над ужастиками “Муза смерти” и “Уиджи: проклятие Вероники”. Саундтрек написал Роке Баньос, чья музыка звучит в картинах “Машинист”, “В сердце моря”, “Камера 211”.

Описывая свою новую работу, режиссер Алекс де ла Иглесиа рассказывает: “Красоту или то, что мы считаем красотой, мы в конечном итоге всегда разрушаем. И об этом я рассказываю через призму ужаса. “Венецияфрения” - это о людях, которые любят и наслаждаются Венецией, в то же время понимая, что разрушают ее”.

 Постановщик добавляет, что картина отчасти стала своеобразным оммажем жанру джалло - направлению в итальянском кинематографе, сочетающему откровенно кровавое с бесподобно эстетичным. Знаменитые ленты “Ужас в опере”, “Дрожь”, “Шесть женщин для убийцы” считаются лучшими примерами жанра.

Главные роли в “Венецияфрении” исполнили Ингрид Гарсия Йонсон, Сильвия Алонсо, Гоизе Бланко, Николас Иллоро, Альберто Ванг, Энрико Ло Версо, Козимо Фуско.

Скомканно представив не слишком симпатичных протагонистов, “Венецияфрения” лишь ближе к середине подкидывает зрителю занимательную цепочку загадок и наконец достигает уверенного, будоражащего ритма. Тогда-то мы и знакомимся с иной стороной легендарного города на воде. Мрачные переулки, убийцы под масками, острова-кладбища, тайные алхимические сообщества. Этот гипнотический, изысканно-жуткий образ Венеции, возведенный на подлинной богатой истории, стал главной приманкой для зрителя, от которой, честно говоря, даже вопреки сыроватому синопсису, отказаться непросто.

Отчасти новую работу Алекса де ла Иглесиа можно похвалить и за попытку вплести в сценарий проблему беспощадной глобализации, а вместе с ней - нон-стоп туризма, стирания культурных особенностей и обветшания древних городов, вынужденных существовать ради этого самого обветшания. В завязке мы наталкиваемся на очень яркое, стереотипизированное противопоставление высокой культуры фаст-фуд-культуре. Но с продвижением истории эта, казалось бы, выдвинутая на первый план проблема теряется в толпе более удобных сюжетных катализаторов, уже не раз виданных в слэшерах.

Вопреки красоте кадра, леденящей душу эстетике, роскошным локациям, пробирающей музыке и паре-тройке по-настоящему кровожадных сцен слэшер де ла Иглесиа не претендует ни на какую революцию в жанре, а под конец и вовсе решает наверняка разочаровать зрителя целой горой нелепо навязанных клише.

Что странно, ведь в сценарии так очевидно прощупывается бессчетное количество сюжетных тропинок, которые могли привести к более интригующей, более осознанной истории. На самом деле моментами все было настолько прямолинейно, что казалось, паззл вот-вот сложится, перевернув все с ног на голову и поразив в финале своей хитроумностью.

Мы могли получить ужастик о языческих сектах, неупокоенных душах чумных веков, необъяснимом психическом расстройстве сродни тому, что случается с японцами в Париже, заговоре целого города или даже вполне классической для жанра игре на выживание. Но, к сожалению, авторы упустили один шанс за другим, позволив им утопнуть в мутных водах сценария.

“Венецияфрения” напрочь забывает о своем зрителе, его воображении, уме и желании сосуществовать с историей. Этот фильм достаточно пережить на треть, чтобы понять все, что хотели сказать авторы. Попросту оскорбительно, что, показав миру Венецию мрака и ужаса, древний город на костях, каналы которого заливает кровью, создатели картины представили один из самых посредственных и бездушных слэшеров, который только можно вообразить.

Индекс фильма <18+> - фильмы, запрещенные для детей


Статья опубликована в №071, от 08.07.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Город на крови".

Поделиться