Комикс жалоб и предложений

В рубрике Исследования - 2022-06-23

Даулет Алтаев

Можно ли узнать, чего хочет общество, что его беспокоит, и собрать предложения решений наиболее злободневных задач всего за один месяц с небольшим? По мнению Министерства информации и общественного развития, вполне. Для этих целей привлечена целая профильная организация “Центр поддержки гражданских инициатив”, где запускают электронную платформу для обращений и предложений граждан.
В общем, чиновники уверены, что проблемных моментов у нас в обществе не так уж и много, раз можно позволить открыть республиканскую книгу жалоб и предложений всего дней на сорок. Более того, эпизодичность такой акции (иначе не назовешь) говорит об их абсолютной уверенности в том, что в будущем воскликов не возникнет тоже. По крайней мере, тех, к которым захочет прислушаться государство

Если посмотреть на публикацию о старте такой замечательной инициативы на портале Министерства информации и общественного развития РК, складывается однозначное впечатление, что запускают платформу для сбора предложений от населения. Собственно, об этом черным по белому и написано: “В рамках реализации проекта Министерство информации и общественного развития РК на официальном сайте ЦПГИ (Центр поддержки гражданских инициатив. - “НП”) запускает краудсорсинговую платформу Birgemiz, которая позволит казахстанцам вносить свои обращения и предложения по решению проблемных вопросов”.

Что должен подумать читатель? Однозначно - открывают ресурс, где каждый из нас может, во-первых, обозначить проблему, а во-вторых, предложить ее решение. Далее все “звучит” еще красивее: “Предложения, соответствующие потребностям населения, будут направлены в государственные органы для проведения детального анализа и выявления актуальных социальных проблем”.

Казалось бы, вот оно! Наконец, запускают настоящий удобный централизованный сервис по сбору наболевших для общества вопросов. И более того, обещают разобрать, рассортировать и направить куда нужно. А именно в ответственное по конкретному моменту ведомство. Такое предложение от Министерства информации и общественного развития РК выглядит как часть социально значимого инструмента для решения проблем. И вполне может (или должен?) работать совместно с традиционными СМИ - ведь если называть вещи своими именами, не всегда СМИ успевают реагировать на все острые ситуации и привлекать к ним внимание компетентных государственных структур.

Из всего этого только одно царапает глаз - прием обращений будет осуществляться до 1 августа... Как? Неужели после 1 августа проблемных вопросов в обществе возникать больше не будет? Впрочем, такой небольшой по своей протяженности период принятия обращений, повинуясь первому впечатлению, можно связать с желанием опробовать новый механизм взаимодействия, диалога, обратной связи с обществом. Все же работа предстоит колоссальная, объем поступающей информации обещает быть существенным... Без намеков на то, какое количество проблем в обществе накопилось за последнее время, мы все же отметим громкие задержания и обвинения некогда ключевых лиц государства, период работы которых составляет 10 и более лет. В общем, на что и в каком объеме будут жалобы первой волны - понятно. А что же дальше? Ситуация вмиг исправится? Или потом это не так уж и важно?..

И все же хочется верить, что столь короткий срок программы действительно продиктован лишь техническими нюансами - есть необходимость обкатать механизм.

Вернемся к основной теме. Еще раз отметим, инициатива организации республиканской книги жалоб и предложений, куда может внести свою запись любой гражданин, актуальна и необходима. Однако стоит глубже внедриться в ситуацию, как вновь видишь несовершенства, а то и явный сбой коммуникации между “заказчиком” и “исполнителем”. Итак, судя по официальному сообщению, эта платформа для обращений находится на базе ЦПГИ. Правда, этот проект ЦПГИ интерпретирует по-своему: “НАО “Центр поддержки гражданских инициатив” совместно с Министерством информации и общественного развития Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) осуществляет сбор проектов (предложений) до 1 августа 2022 года для формирования тем социальных проектов на 2023 год”. Чувствуете разницу подачи информации? То есть речь идет в первую очередь о проектах, а собственно предложения находятся в “скобочках”. И это означает, что программа ориентирована не на широкий круг, как изначально нам говорит Мининформации на своем официальном ресурсе, а больше, получается, на НПО. Можно, конечно же, сказать, что, умеючи, из любого предложения легко вырастить социально значимый проект - это их работа. Но в предлагаемой форме находится строка со звездочкой “Необходимый объем финансирования предлагаемого проекта”. Это обязательное поле. Каждый ли гражданин сможет правильно, с точки зрения чиновника, заполнить этот пункт? Так, чтобы потом его ответ не стал возможностью сослаться на “некорректность предоставленной информации”. Кстати, вполне себе традиционная формулировка отказа. Да и будет ли вообще рядовой гражданин заниматься разработкой проекта, просчетом сметы?

Добивает проект то, что со стороны чиновников нет никакой ответственности за принятую информацию. “Сбор предложений не гарантирует обязательную реализацию предложенных социальных проектов государственными и/или местными исполнительными органами, а также не предусматривает предоставление обратной связи гражданам об итогах рассмотрения предложений”, - вещает сайт ЦПГИ. Можно понять положение об отсутствии гарантий на итог, реализацию - такое допускается. Но нужен мотивированный отказ. А его никто обосновывать не собирается, так как обратной связи, посмотрите, тоже не предусмотрено. В общем, мы даже знать не будем, что обращение принято.

Что это? Почему такой существенный отход от концепции, которую изначально публикует Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан, рассказывая об электронной платформе обращений? Это намеренная корректировка? Или все же нарушение коммуникаций? Складывается впечатление, что проект был когда-то создан, вписан в рабочий план, а сейчас его вынуждены исполнить. И чем незаметнее, чем меньше будет “открыто окно”, меньше будет зарегистрировано предложений, жалоб, тем лучше исполнителям.

Насколько корректен в этом случае формальный подход? Почему культивируется анонимность? А именно, почему отсутствуют столь важные для граждан стимулы обращаться с предложениями? Ведь есть похожие проекты в других государствах мира. Так вот, когда действительно заинтересованы в работе механизма сбора общественного мнения, когда действительно заинтересованы в том, чтобы изменить ситуацию к лучшему, каждому, кто указывает на реальную подтвердившуюся проблему, государство выделяет определенные преференции. Не обязательно деньги. Там все - от возможности бесплатного проезда, проведения культурного досуга в родном городе, стране до скидок на коммунальные платежи. У нас же пока нет базовых вещей - обратной связи. Впрочем, мы все же надеемся, что это лишь особенности переходного периода и трансформации в лучшую “вторую республику”.



Статья опубликована в №065, от 23.06.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Комикс жалоб и предложений".

Поделиться