Мадина Меирманова
Международные проблемы с чипами, что длятся уже несколько лет, вынудили власти немножечко подкорректировать особенности техрегулирования в сфере автопрома. Кнопка SOS, наличие которой сделали обязательным в едином Таможенном союзе еще 10 лет назад, перестала быть актуальной. Пока временно, а там посмотрим
Единое таможенное, а затем и экономическое пространство нынешнего ЕАЭС весьма любопытно. Хотя бы потому, что правила, которые должны распространяться на всех, де-факто исполняются странами абы как. А точнее, выполняются в рамках желаний и потребностей.
Один из ярких примеров тому - техрегламент Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств”. В 2011 году приняли норму о том, что все автомобили, выпускающиеся и завозимые на таможенное пространство, должны оснащаться устройствами/системами вызова экстренных оперативных служб (“кнопка SOS”). Норма полноценно вступала в силу с 2017 года.
В то время самым активным лоббистом этой нормы была Россия, в которой эти кнопки/системы производились. И таким образом, Москва буквально “подсадила” все страны союза и на свой “Глонасс”, и на свои устройства (в физическом смысле).
Последние несколько лет по всему миру начались перебои с микрочипами, которые, к слову, в России не производят, а импортируют из других стран, например Тайваня, Кореи и Америки. Сейчас так вообще все плохо: из-за санкций ведущие производители прекратили поставки комплектующих и оборудования. И надежд на то, что РФ скоро реанимирует собственную микроэлектронную отрасль, практически никаких. Микрочипы можно назвать продуктом мировой промкооперации - ни в одной стране нет локализации полного цикла. Где-то производят фотолитографические установки, в другой стране - охлаждающую жидкость для травления кремниевых пластин, в третьей - сам кремний. В общем, полная зависимость друг от друга.
Де-факто сложилась ситуация, что Россия, которая гарантировала обеспечение стран “пятерки” чипами, сделать этого не смогла.
В декабре прошлого года Совет Евразийской экономической комиссии по инициативе России принял решение по временной приостановке действия нормы Таможенного кодекса про “кнопку SOS”. Правда, тогда речь шла только о местных производителях. В апреле 2022 года в перечень для исключения включили также официальных импортеров транспортных средств. Но выяснилось, что частники завозят в наши страны больше машин, чем их завозят и производят официально. Как правило, это б/у авто. И по правилам гражданин, купивший заграничный автомобиль, также должен устанавливать на него систему вызова экстренных служб и самостоятельно проходить процедуры оценки соответствия этих устройств и систем. Но при этом злополучную “кнопку” надо купить. На фоне общемирового дефицита сделать это не так легко, да и цена кусается - от 500 до 700 долларов.
С месяц назад Союз независимого автобизнеса Казахстана написал гневное письмо в Кабмин, заявляя, что наши граждане буквально терпят дискриминацию из-за этой “кнопки”. И вот почему.
Дело в том, что Россия, лоббировавшая тотализацию системы, сама де-факто это требование не исполняет. С 2019 года Москва издает постановления, которые освобождает физических лиц, завозящих авто, от обязательства установления “кнопки”. В первую очередь, речь заходила о Дальневосточном федеральном округе, куда стекаются все авто из Кореи и Японии. Для Белоруссии эта норма техрегламента тоже не действовала: у Минска есть правило, что единичные завозимые транспортные средства не должны проходить оценку соответствия, нет нужды ставить “кнопку”. В Республике Армения и Кыргызской Республике система экстренного вызова вообще не развернута.
Вот и получается, что самым законопослушным и в итоге самым пострадавшим в этой ситуации оказался Казахстан.
На днях на заседании Совета ЕЭК злополучную норму временно приостановят - до 1 февраля 2023 года. Впрочем, скорее всего, приостановку продлят и в последующем, причем на весьма длительный срок.
Нур-Султан
Статья опубликована в №064, от 21.06.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Мораторий на кнопку".