Изящная геометрия

В рубрике Культура - 2022-06-14

Ассаль Джан

В Казгосфилармонии имени Жамбыла Государственный академический театр танца Республики Казахстан, основателем которого является мэтр мирового балетного искусства Булат Аюханов, закрыл 54-й сезон незабываемым вечером классического балета и национальных танцев

Булат Аюханов и его детище - театр танца - известны и признаны неповторимым явлением в искусстве танца ХХ и ХХI веков. Танцовщик с 45-летним исполнительским стажем поражает профессиональной формой и примером творческого долголетия.

Его творческие порывы заразительны, благодаря чему возникают моменты впечатляющего совпадения творческих помыслов балетмейстера и отклика артистов. Он не боится нового, если даже для этого требуется преодоление инерции восприятия, отказ от привычных стереотипов. Неуемный дух поиска, столь свойственный молодости, стремление к совершенству и, главное, несмотря на все “приливы и отливы”, неиссякаемый творческий энтузиазм - все живо в коллективе и является залогом его профессионального роста.
Наряду с новаторской балетмейстерской деятельностью и в том числе подвижнической педагогической деятельностью Б. Аюханов признан одним из ярких и самобытных исполнителей сценических образов.

В концертном выступлении приняли участие ведущие солисты и артисты балетной труппы театра: Акбаян Валиева и солист балета Мади Касымов (С. Прокофьев, “Классическая симфония”; хореография М. Тлеубаева); Дияр Акенев и Сымбат Максут (К. Сен-Санс, “Художник и лебедь”); Айнур Мукашева и Мади Касымов (К. Сен-Санс, “Интродукция и Рондо каприччиозо”); Гульнар Камалова (Д. Верди, “Дама с камелиями”); Дана Жексенбы и Акбаян Валиева (Мукей, “Ожившие петроглифы”). Постановка “Ер-туран” на музыку фольклорно-этнографического ансамбля “Туран”.

Заключительная сцена из балета “Дама с камелиями” была поставлена по мотивам знаменитого произведения Александра Дюма-младшего.
А также выступил дипломант международных конкурсов артистов балета (Нью-Йорк, Киев), лауреат международного фестиваля искусств “Шабыт” (Нур-Султан), ведущий солист балета Дияр Акенев.

 Досье
В 1967 году, 1 августа, Булат Аюханов основал первый в истории культуры и искусства не только в Казахстане, но и в Советском Союзе ансамбль хореографических миниатюр “Молодой балет Алма-Аты”, став его бессменным руководителем, педагогом, исполнителем и концертмейстером, которым руководит по сей день. В 1975 году коллектив был переименован в Государственный ансамбль классического танца Республики Казахстан.
В 1998 году коллектив Булата Аюханова получил звание “Академический”, а в 2003-м труппа Аюханова стала Государственным Академическим театром танца Республики Казахстан. Б. Аюханов, развивая традиции мирового балета, сыграл выдающуюся роль в становлении и мировом признании искусства классического танца созданного им коллектива солистов балета, в котором нет традиционного для трупп кордебалета, где практически каждый артист имеет собственный репертуар, что позволяет Булату Аюханову расширять жанровые возможности искусства балета.
По воле выдающегося танцовщика современности Рудольфа Нуриева, с которым Булат Аюханов учился и дружил в Ленинграде, будучи на курсах усовершенствования (1955-57 годы), издана книга австралийского автора Юри Рюнтю Мэтью “Великие немые” (о Галине Улановой, Махмуде Эсамбаеве, Булате Аюханове, Наталии Дудинской, Майе Плисецкой).
В республиканском издательстве “Онер” (“Искусство”) в 1988 году вышла книга Б. Аюханова “Мой балет”, в которой отражены история создания ансамбля, этапы его развития, творческий поиск его создателя, хореографические откровенности в свете современного балета. Б. Аюханов - автор книг “Биография чувств”, “Витражи балета”.



Статья опубликована в №061, от 14.06.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Изящная геометрия".

Поделиться