Соцветия шелка балетных “картин”

В рубрике Культура - 2022-06-14

Ольга шишанова

Поиски путей танца, музыки, смешение стилей и культур - это то, что ожидает зрителя на предстоящей грандиозной премьере “Шелковый путь” в хореографии Мукарам Авахри в столичном театре “Астана Балет”. Автором либретто выступил казахстанский поэт Бахыт Каирбеков

Сегодня подготовка постановки вышла на финишную прямую. У артистов жесткий график репетиций - балетный зал они сменили на сцену. Бесспорно, последние дни до премьеры - самые ответственные, танцовщики постоянно находятся под строгим взором своих наставников, снова и снова проходя сцены из нового балета. Ведь уже совсем скоро занавес театра “Астана Балет” откроется, и под завораживающую музыку Армана Амара и Рената Гайсина зритель увидит удивительную историю создания шелка и его великом пути, воплощенную в восхитительном танце.

- Мне очень интересно было создавать музыку для этого проекта. Я был вдохновлен идеей и при создании музыки старался использовать и играть на живых природных инструментах. Моей задачей было создать определенный акустический ландшафт для хореографии. В раскрытии каждой темы балета невозможно не учитывать мысли и идеи хореографа. Мукарам мегаталантливый и одаренный человек. Наверное, я бы назвал свою работу продолжением идей Мукарам. Наш творческий союз с ней пропитан большим взаимопониманием, поскольку сама Мукарам очень тонко чувствует музыку. Музыкально-хореографический синтез - так бы я назвал наше сотрудничество. Мы заранее оговорили и установили допустимые стилистические и практические границы свободы творчества каждого из нас, и я надеюсь, что наш союз станет результатом претворения в жизнь реальной художественной концепции взаимодействия музыки и хореографии. Эта постановка лично для меня - пример благотворного творческого альянса. Знаю точно, что этот проект навсегда останется в моей истории, - поделился композитор Ренат Гайсин.

- За время работы над балетом “Шелковый путь” я узнал немало нового о самом шелке. И в этом плане меня всегда привлекает тема нового проекта, так как я знаю себя и предвижу погружение в новые образы, ищу новую информацию, которая бы меня удивила, обрадовала, вдохновила. Этот увлекательный процесс я не представляю себе без тандема с хореографом. Не верю, что можно просто написать либретто, как если бы это был рассказ или притча. Это возможно только зная творчество Мукарам и ее упорство в поиске выразительных средств, верность своей творческой натуре, которая заражает и заряжает меня необходимой верой в то, что проект обязательно получится, поскольку она знает, чего ей хочется, и предвидит будущее проекта. Это и есть творчество, точнее, сотворчество. И именно эта вариативность отличает его от будничного ремесла, в котором превалируют штамп и тираж. Ведь мечтаем все же создать “нетленку”, - говорит автор либретто Бахыт Каирбеков.

Тогда как оригинальную сценографию Аскара Искакова и необыкновенные по красоте костюмы художников Асель Шалабаевой и Дины Буксиковой воссоздают художественно-производственные цеха театра. А на передачу художественного замысла постановщика направлены и визуальные эффекты под руководством видеохудожника Нурлана Керея.

- При сценографии этого проекта были поставлены задачи интересного плана как в художественном, так и в техническом исполнении. В художественном плане мы стремились к минимализму, что выражается в стремлении передать мысль через образ, который сразу бы вызывал ассоциацию с определенной культурой. Но в то же время, чтобы не было четкой однозначности, все образы словно проплывают в сознании зрителя, переходя один в другой, и создают метафору о непостоянстве жизни и ее постоянной изменчивости. А как это получилось - предстоит судить зрителю, - отмечает сценограф Аскар Искаков.

С ним соглашается и видеохудожник Нурлан Керей:
- Как автору видеопроекций для меня, конечно же, важно передать идею, задумку, смысл постановки. Человек сегодня все воспринимает визуально, и необходимо, чтобы проекция со звуком, светом и костюмами объединялась в единый ансамбль незабываемых ощущений. К такому эффекту стремятся все авторы и в том числе я. Стиль визуализации этой постановки определился как минималистичный, где смысл может быть понятен из форм и цвета проекций. И каждый зритель сможет использовать свои ощущения и фантазию для конечного понимания этой постановки.

- Мне доводится работать над постановкой “Шелковый путь” в очень сжатые сроки. Но работа складывается на удивление быстро. Это не просто спектакль, не просто проект. На самом деле для меня это как очередная попытка полностью исходить из своих внутренних ощущений. Удивительно, но чем дальше и дольше я углубляюсь в эту тему, тем больше понимаю, что почти ничего не знаю об этом. И это несмотря на то, что мною было немало прочитано материала по этой тематике, немало увидено. Кроме того, довелось пообщаться и со специалистами, которые с точки зрения исторических фактов дали мне очень многое. Но из-за того, что я “увидела” абстрактные картины, которые оказались связаны именно этим путем, потому что в этом спектакле шелк - это образ связующий, но главное все-таки - путь человека по жизни, его путь к Богу, танцу, то автор либретто Бахыт Каирбеков подсказал мне, что здесь больше для его выражения подойдет стихотворная форма. В самом деле, зачем там Стена плача? Или что тут делает индийский монах? Однако каждый исполнитель выходит и проявляет себя в наивысшей ипостаси танца - танца, как такового. В первобытном танце, если хотите, диковинном, первом, даже ритуальном, вызывающем экстатические ощущения. И потому мне хочется, чтобы каждый номер, каждый артист прошел через все эти чувства/ощущения, после чего непременно обращался вверх. А постановка завершается степным Отраром, куда, миновав и вобрав в себя множество самых разных культур, стекаются все их проявления. Вот только и здесь все будет по-иному, потому что “степные” тут не простые, а читающие Книгу Неба, открывающие проходящим караванам истину своего Пути тоже. И я пока не знаю, что приведет к финальным аккордам этого повествования. Предполагаю лишь, что, по большей части, все выльется в духовное проявление, а не в те стереотипы истории, к которым все привыкли. Иными словами, скорее всего это будет дорога вместе с природой по Млечному Пути, по которой уходит караван, постепенно растворяясь в небе, - заключила хореограф Мукарам Авахри.

Нур-Султан


Статья опубликована в №061, от 14.06.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Соцветия шелка балетных “картин”".

Поделиться