Считающие люди слышащего государства

В рубрике Исследования - 2022-06-10

Марта Рогова

На прошедшем пленарном заседании Мажилиса депутаты рассматривали отчеты Правительства и Счетного комитета по исполнению бюджета за 2021 год. Документы эти - этакие индикаторы “дружбы” Парламента и Кабмина. Ибо непринятие отчетов парламентариями означает вотум недоверия Правительству

Ежегодно рассмотрение отчетов превращается в поле битвы. Причем сразу трех сторон. Правительство всегда говорит, что все хорошо, хотя есть маленькие негативные моменты. Счетный комитет (он же, согласно поправкам в Конституцию, сейчас именуется Высшая аудиторская палата) рассматривает бюджетные цифры под лупой и весьма придирчиво. Парламент разносит работу Кабмина в пух и прах, но “выражает надежду на принятие мер в будущем с учетом высказанных рекомендаций”.

Вот и сейчас: нарушения, нарушения, нарушения... Нарушения при использовании средств, при управлении активами государства и субъектами квазигосударственного сектора, при ведении бухгалтерского, бюджетного учета и составлении финансовой, бюджетной отчетности, при госзакупках, неэффективное планирование... Исходя из слов главы Счетного комитета Натальи Годуновой, становится понятно, что государственные экономисты не могут просчитать элементарный баланс грядущих расходов/доходов. И в итоге денег не хватает даже на основные затраты. “Утверждаем бюджет без глубокой проработки приоритезации расходов, а потом в течение года пятую часть корректируем и перераспределяем. Раздаем бюджетные средства по 50 миллионов на разработку ПСД по дорогам для увеличения количества проектов, не думая, будут ли они обеспечены финансированием в следующем году”, - заявила она.

Депутаты тут же подхватили.
Мажилисмен от правящей партии “Аманат” Аманжан Жамалов (он заседает в Парламенте с 2004 года с трехлетним перерывом) заявил: “Ежегодное обсуждение отчетов напоминает бесконечный “день сурка”. Из года в год мы обсуждаем одни и те же проблемы, но ситуация не меняется”.

Депутат напомнил и давнюю проблему отсутствия эффективного планирования (“Республиканский бюджет на 2021 год корректировали девять раз, 19 процентов расходов подверглись пересмотру, но даже при этом неосвоенными осталось 68,8 миллиарда тенге”). И профанацию поручения Президента по нацпроектам (“Госпрограммы и нацпроекты, как их ни назови, не стали документами стратегического планирования”). И традицию проедать резервы и копить долги (“Половина бюджета финансируется за счет Нацфонда и займов... Правительство уже должно больше, чем накоплено в Нацфонде... На обслуживание и погашение долга уже тратится 16,5 процента всех доходов бюджета”).

Айкын Конуров

Депутат-народник Айкын Конуров предложил рассматривать эффективность бюджетного планирования и расходов с точки зрения качества жизни населения. Мол, четыре процента роста ВВП - это вовсе не показатель “устойчивого роста” экономики, а базовый показатель, не отражающий реальную картину жизни народа. А это, кстати, при “слышащем и справедливом государстве”, как провозглашено в обновленной Конституции, основополагающий индикатор, на который должны ориентироваться власти.
“Считаем, что важными и более информативными индикаторами являются реальные доходы населения, состояние несырьевого сектора, образования и научно-технологической сферы”, - заявил Конуров. И напомнил, что половина доходов домохозяйств тратится на еду. За прошедший год процент этих трат не снизился, а значит, народ стал жить хуже.

Фракция партии “Ак жол” акцентировала, что обеднели не только люди, но и целые отрасли экономики: в прошлом году валовый выпуск продукции сельского хозяйства, например, снизился на 2,5 процента. В ситуации фракция обвинила “неадекватную базовую ставку Нацбанка и в целом лоббирование Нацбанком интересов банков второго уровня”.
К критике прибавилось усиление импортозависимости, тщетность потуг слезть с нефтяной иглы и закрытость от общественности финансовой ситуации в квазигоссекторе. Было предложено, чтобы парламентариям дали право утверждать не только страновой бюджет, но и бюджеты национальных компаний, а также их дивидендную политику и критерии регулирования внешних заимствований.

Кстати, Аманжан Жамалов заявил, что от квазигоссектора вообще особого эффекта для экономики не видно. Мол, даже дивиденды в бюджет не выплачивают по непонятным причинам. В качестве примера Жамалов привел ФНБ “Самрук-Казына”, который в 2020 году получил прибыль 558 миллиардов, а в бюджет дивидендов перечислил всего 16 процентов - 88 миллиардов тенге.

Сейчас отчеты Счетного комитета и Правительства находятся на рассмотрении Сената. Потом две палаты соберутся вместе и будут решать, принимать или не принимать.

Но уже сейчас депутаты намекают: ответственность первых руководителей госорганов за неэффективное планирование и использование внешних займов прописана в законе. И кого-то обязательно нужно наказать.

Нур-Султан



Статья опубликована в №060, от 10.06.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Считающие люди слышащего государства".

Поделиться