УРОКИ ПАТРИОТИЗМА

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-06-09

Алла Иванилова

На днях стало известно, что в предстоящем учебном году изучение языков в начальных классах будет проходить иначе. В Министерстве образования и науки такое решение аргументируют “научным обоснованием”

Сейчас в первом классе одновременно преподают три языка: казахский, русский и английский. Министерство образования и науки намерено скорректировать школьную программу с тем, чтобы в школах с казахским языком обучения первоклассники изучали только государственный язык, уроки русского языка появятся во втором классе. В школах с русским языком обучения в первом классе будут изучать казахский и русский языки. С третьего класса учащиеся казахских и русских школ начнут изучать английский. Такие нововведения чиновники от образования объяснили научным подходом. “Здесь не надо искать каких-то причин, это только наука, дидактика. Ребенок приходит в первый класс, и у него сразу три букваря - казахский, русский, английский. Шестилетнему ребенку очень сложно. Мы в последние годы проводили мониторинг, видим необходимость принятия других решений. Планируем, что с нового учебного года дети, которые обучаются на государственном языке, будут сначала изучать казахский родной язык. Они научатся читать и писать, и во втором классе им будет гораздо проще изучать русский язык. А в третьем классе еще проще изучить третий язык уже на латинской графике”, - отметил глава Минобразования Асхат Аймагамбетов. Он также подчеркнул, что в этом предложении не нужно искать “второго дна, иного смысла”.

Президент Национальной академии образования имени Алтынсарина Мадина Тыныбаева также подтвердила, сославшись на исследование и анализ, проведенные казахстанскими и международными экспертами, что первокласснику трудно изучать три языка одновременно. “Важно, чтобы в первом классе ребенок сначала научился слушать, читать, грамотно писать и излагать мысли на своем родном языке и в соответствии со своими возрастными особенностями”, - отметила она.

До того как стало известно о нововведениях, которые планирует ввести МОН с начала нового учебного года, тему “трехъязычия” поднимал сенатор Мурат Бахтиярулы в своем депутатском запросе на имя заместителя Премьер-Министра Ералы Тугжанова. Он отмечал, что ни в одной стране мира, кроме Казахстана, с детства не преподают три языка. “Но какая потребность в обучении сразу трем языкам казахских малышей в детском саду, в первом классе, у которых еще не полностью сформирована система мышления и сознания?” - вопрошал парламентарий. Также сенатор привел данные, согласно которым из 30 сильнейших стран мира два языка в первом классе преподают только в двух государствах, во втором классе - в пяти, а в четвертом классе - только в 12. И сделал вывод, что знание иностранного языка “не является главным показателем грамотности, а лишь инструментом, необходимым для освоения высот мировой науки”. При этом истинная грамотность, по его мнению, это знание жизни, глубокое овладение выбранной профессией, формирование навыков и умений, способных отвечать жизненным запросам. В итоге депутат предложил обучать иностранному языку с пятого класса по желанию родителей.

Кроме того, с учетом многочисленных рекомендаций и предложений учебный предмет “Художественный труд” будет поделен на два - “Изобразительное искусство” и “Трудовое обучение”. Это изменение в 2022/23 учебном году коснется только учеников первых классов. Также для первоклассников будет увеличена учебная нагрузка по математике на один час, а во вторых классах это произойдет в следующем учебном году. Уроки математики в этих классах будут проводить каждый день, что, как считают педагоги, будет способствовать математической грамотности обучающихся.

Помимо этого в предстоящем учебном году в казахстанских школах введут уроки патриотизма. Курс “Патриотизм и глобальные компетенции” появится в школьной программе 5-11-х классов. Этот предмет, как отметила президент Национальной академии образования Мадина Тыныбаева, “направлен на развитие навыков анализа, рефлексии, аргументации и коллаборации”. Курс будет проходить в формате факультативов и состоять из нескольких модулей: основы финансовой грамотности и предпринимательства, гражданственность, добропорядочность и этика, экологическая культура, критическое мышление, светскость и основы религиоведения, медиаграмотность. Детей будут обучать в соответствии с возрастными особенностями. Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов поддержал инициативу. “Издавна во многих школах есть хорошая традиция: они каждую неделю проводят линейки, на которых поют государственный гимн. Я думаю, это должно быть правилом для всех наших школ”, - отметил он.

Однако общественность, врачи и некоторые педагоги считают, что неплохо бы в казахстанских школах ввести предмет по сексуальному здоровью и воспитанию. В 2018 году Центр изучения общественного мнения по заказу Министерства здравоохранения и Фонда ООН в области народонаселения провели исследование в области репродуктивного здоровья подростков и молодежи. Стало известно, что треть подростков в возрасте от 15 до 19 лет сексуально активна, но более 90 процентов из них не имеют достаточных знаний о ВИЧ и СПИД. Почти 15 процентов из них в течение последнего года имели хотя бы один из симптомов инфекции, передаваемой половым путем. Однако большинство не обращалось за медицинской помощью. В Казахстане 25 девочек из 1000 в возрасте от 15 до 19 лет забеременели. Это достаточно высокий показатель, в шесть раз выше, чем в странах ОЭСР. “Половой дебют” казахстанских подростков приходится на возраст 16,5 года. Эксперты отмечают, что по сравнению с другими странами это неплохой показатель, но с учетом низкого уровня знаний подростков по вопросам охраны репродуктивного здоровья эта цифра должна вызывать беспокойство.

Нур-Султан



Статья опубликована в №059, от 09.06.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "УРОКИ ПАТРИОТИЗМА".

Поделиться