УТИЛИЗАЦИЯ ОДНОЙ ИДЕИ

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-06-07

Даулет Алтаев

Станет ли отечественный автопром жить вполовину хуже после снижения ставок утильсбора на 50 процентов?
Тема утилизационного сбора в последнее время является горячо обсуждаемой в обществе. По словам чиновников, альтернатив в деле поддержки отечественных автопроизводителей, кроме утилизационного сбора, нет. Поэтому отменять его, уверены они, возможности тоже нет. Ну а все, кто считает иначе, - популисты.
И в то же время чиновники признают: отменить утилизационный сбор полностью возможно. Но совершенно непродуктивно. Ну а кто считает иначе - не в теме

В условиях огромных территорий и разбросанных по этой территории населенных пунктов, сотен тысяч километров дорог, явных проблем с пассажирским сообщением автомобиль является лучшим средством независимого передвижения. Казалось бы, все вышеперечисленное - идеальные условия для строительства мощной автомобильной отрасли на базе сформированной культуры национального автомобилизма. Но есть существенная проблема: людей мало, следовательно, рынок совершенно непривлекателен для крупных автопроизводителей с мировым именем. Собственно, отсюда и все особенности нашего автопрома - если что-то и собирают в Казахстане, то это далеко не флагманские модели и не самых последних лет разработки. Отсюда происходит неизбежное - в условиях ограниченного рынка приходится активно работать локтями, борясь за крупицы спроса. Это выражается вводом ограничительных мер для импорта подержанных автомобилей из третьих стран, вводом утилизационного сбора и прочими мерами, как это принято называть, господдержки отечественного автопрома.

Так вот, станет ли отечественный автопром жить вполовину хуже после снижения ставок утильсбора на 50 процентов? По мнению Романа Скляра, первого заместителя Премьер-Министра Казахстана, получается, что вполне. Ведь, как он говорит, других мер поддержки отечественного производителя нет. То есть складывается впечатление, что утилизационный сбор - единственное, что держит целую отрасль, в этом случае автомобильную, на плаву. “Но не забывайте, мы находимся в едином экономическом пространстве и у наших соседей этот утильсбор есть. И у нас нет других механизмов для того, чтобы защищать наших производителей от чего бы то ни было, ни машиностроителей, ни других”, - говорил Скляр, отвечая на вопрос коллег, можно ли отменить утильсбор с авто полностью. При этом все же указывает, что “ничего невозможного вообще нет”. Иными словами, допускает такую возможность.

Ему вторит Сериккали Брекешев, Министр экологии, геологии и природных ресурсов РК, отмечая, что вполне могут сесть за стол переговоров: “Если будут конкретные предложения, готовы садиться за стол переговоров и разговаривать. Должно же быть какое-то обоснование этого предложения”. Но с кем садиться за стол переговоров и какое это должно быть предложение, по понятным причинам Брекешев не указал. Есть такой нюанс. Все, кто в отечественном информационном поле высказывается за отмену утилизационного сбора, не имеют должного имиджа “непопулистов”, так как являются представителями независимых общественных движений, которые в своих суждениях часто оппозиционны. Это могли бы сделать, предположим, депутаты. Но от них такого рода предложений пока не поступало. Максимум, что они выносили на обсуждение - ввод моратория. А с кем же тогда есть хотя бы гипотетическая возможность сесть за этот гипотетический стол переговоров? Кто обладает такой “способностью”? Скорее всего, похожая ситуация и с другими, не менее актуальными, вопросами, которые так и не находят своего решения.

Напряжение с утилизационным сбором, точнее с требованием его отменить, сняли действительно мастерски. Похоже, что громоотводом стал перезапуск программы льготного кредитования на автомобили, которые, по условиям, производят в Казахстане. Проблема сменила центр тяжести - внимание переключилось на наглость дилеров, которые навязывали “допы”, пропихивая ненужное, на обсуждение очередей, на невозможность наладить дело. Но на какое время получится оттянуть? Ведь все равно вернутся к обсуждению. А заодно вспомнят про таможенные ставки, сборы за первичную регистрацию и опять с площадей попросят четко разъяснить - как именно эти платежи относятся к поддержке отечественного автопрома?

А ведь правда - общественность до сих пор до конца не понимает, как эти сборы могут помочь им жить лучше. И почему деньги с утилизационного сбора должны платить одни люди, а получать - другие. И как все эти сборы дадут им возможность, может быть, в будущем ездить на хорошей отечественной машине по хорошим дорогам. Не рассказывают нам об истинном проценте локализации собираемых у нас машин, не демонстрируют, как продвинулись от крупноузловой сборки за последние десять лет и миллиарды тенге. Наверное, беспокоятся, что не поверят. Или, похоже, что схема действительно не самая понятная, раз представить ее публично не решается ни один министр, предпочитая “отдать” 50 процентов.



Статья опубликована в №058, от 07.06.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "УТИЛИЗАЦИЯ ОДНОЙ ИДЕИ".

Поделиться