ТЬМА НЕУЧЕНЬЯ

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-06-07

Ольга Шишанова

Сенатор Мурат Бактиярулы раскритиковал ситуацию в сфере образования Казахстана, которая, по его словам, особенно негативно о себе заявляет в конце каждого предыдущего учебного года

По его мнению, с которым трудно не согласиться, сфера образования за годы независимости страны заявила о себе как наиболее реформированная. Так, только за последние пять лет, как оказалось, в закон об образовании вносили изменения и дополнения 29 раз, а государственный образовательный стандарт в период с 2000 по 2017 год менялся семь раз.

И с каждым изменением содержание учебников обновлялось, тогда как новые учебники издавали и издаются с большими затратами. Но, например, в развитых странах, таких как та же Япония, государственный образовательный стандарт обсуждают вот уже на протяжении нескольких лет, а последнюю поправку в него вносили в 2010 году, и она до сих пор не изменилась. Естественно, что и качество образования в этой стране, с таким скрупулезным подходом, намного выше, чем в Казахстане, где сегодня школьники учатся по одним правилам, а завтра эти правила могут запросто поменяться на противоположные.

- Вот только в выигрыше от этих бесконечных изменений остаются лишь издатели книг, а казахстанские дети становились и становятся до сих пор просто объектом для экспериментов, - утверждает сенатор. Так можно ли требовать от них каких серьезных или углубленных знаний при таком подходе?

По его словам, только за предыдущие четыре года таким реформам подверглись 2,5 миллиона школьников страны.

Именно поэтому свое возмущение сложившейся ситуацией в сфере образования, которая ухудшается год от года, Мурат Бактиярулы выразил в депутатском запросе, где больше всего сенатора возмущает, что, несмотря на многомиллиардные вложения в отрасль, уровень образования в стране оставляет все равно желать лучшего. Если вообще не имеет тенденцию к снижению, что, кстати, подтверждают и международные экспертные данные.

- Согласно исследованию Всемирного банка, только один (!) процент школьников Казахстана имеет возможность получать качественное образование. Тогда как у большинства учащихся нет выбора в обучении, и они в основном учатся в двух- или трехсменных школах. Также, по данным Всемирного банка, индекс человеческого капитала страны сейчас составляет всего 63 процента. Напомню, что этот индекс представляет собой совокупность умений и навыков учащихся, которые должны формироваться от рождения до 18 лет. Так вот, казахстанская система образования обеспечивает только 63 процента из них, - сетует сенатор.

Однако вместо того, чтобы стремиться к повышению этого уровня, в стране, как указывает Мурат Бактиярулы в своем депутатском запросе, все больше происходит расслоение социальных групп, и потому среди детей нарастает открытое противостояние друг другу. Хуже того, все это выливается в жестокость и насилие, которые, по словам сенатора, “лежат в основе воспитания”.

- И все это потому, что у нас нет достаточно подходящей среды, чтобы дети получали действительно качественное и правильное образование, - считает он.

Вместо этого - значительное неравенство и диспропорция в образовании как с точки зрения финансирования, так и между городскими и сельскими школами.

- Например, разрыв в финансировании между Назарбаев интеллектуальной школой и обычным средним учебным заведением в республике достигает шестикратного показателя, - отмечает сенатор.

Еще одной большой проблемой сенатор Бактиярулы считает раннее преподавание казахстанским детям трех языков одновременно.

- Какая необходимость обучать сразу трем языкам казахстанских детей в детском саду, в первом классе, чья система мышления еще не до конца развита? Почему Япония, Финляндия, Франция или Китай, имеющие очень развитое высшее образование и науку, не обучают своих детей другим языкам до 10 лет? Ведь если мы посмотрим, сколько языков преподается в начальных классах 30 лучших по уровню образования стран мира, то увидим, что два языка преподают только в четырех странах в первом классе, в пяти странах - во втором классе и в 12 странах - в четвертом. Тогда как, кроме Казахстана, ни в одной стране мира три языка с малых лет не преподают вообще нигде, - удивляется сенатор.

Не случайно, по его словам, Президент страны Касым-Жомарт Токаев отмечал, что “было бы уместно и эффективно начать обучение иностранному языку в пятом классе по просьбе родителей”. Любопытно, что в советское время такое обучение начиналось с четвертого класса, плюс параллельно существовали классы с углубленным преподаванием иностранных языков.

И, наконец, в заключение Мурат Бактиярулы предлагает “рассмотреть пути оптимизации системы управления МОН РК”, считая, что главное образовательное ведомство страны не справляется со всеми возложенными на него функциями, поскольку “слишком загружено оказываемыми услугами”.

Нур-Султан



Статья опубликована в №058, от 07.06.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "ТЬМА НЕУЧЕНЬЯ".

Поделиться