На острие ножа

В рубрике Культура - 2022-06-03

Эльвира Сыздыкова

В широком прокате идет снятая одним кадром драма “Точка кипения” со Стивеном Грэмом в главной роли. В рождественский вечер у Энди Джонса, шеф-повара и владельца пятизвездочного ресторана в Лондоне, все валится из рук. Проблемы в семье не дают сосредоточиться на готовке, запасов еды не хватает на толпу голодных посетителей, напряжение на кухне льется через край, а плюс к тому в заведение как бы невзначай заглядывают знаменитый критик и жаждущий возврата денег инвестор

Режиссером и сценаристом кулинарной драмы “Точка кипения” выступил Филип Барантини, больше двадцати лет назад сыгравший в картинах “Банда Келли” и “Команда мечты”. После стремительного взлета в киноиндустрии на актера посыпались сплошные отказы. Барантини ушел из кино и устроился в ресторан, где проработал целых 12 лет, дотянувшись в итоге до позиции шеф-повара. В 2019-м он создал свою первую короткометражную работу, а вслед за этим принялся за сценарий “Точки кипения”, пока также короткого метра. Работу тепло приняли критики, драма отхватила номинацию на премию британского независимого кино, и Филип Барантини решился вновь рассказать историю лондонского шеф-повара Энди, но уже в полнометражном формате.

Сценарий режиссеру помог доработать Джеймс Каммингс, работавший над одноименным коротким метром. За операторскую работу отвечал Мэттью Льюис, давно сотрудничавший с Барантини. Лауреат премии британского независимого кино Льюис сейчас трудится над сериалом “Ночные вызовы”.

Изначально “Точку кипения” планировали снять с восьми дублей. Но съемки выпали на самый разгар пандемии, и после первой смены продюсеры поняли, что собираться таким количеством людей опасно. График сократили, отсняли четыре дубля. В пост-продакшн в итоге ушел третий, что зритель и застал. Полуторачасовая картина действительно снималась без склеек и пауз, а использовали камеру Sony Venice, которая позволяет менять карту памяти и аккумулятор, не прерывая дубля.

К главной роли в новой инди-драме вернулся Стивен Грэм, звезда картин “Большой куш” и “Банды Нью-Йорка”, а также сериалов “Острые козырьки” и “Табу”. После успеха короткометражки Барантини в 2019-м артист вновь охотно вжился в образ утопающего в личных и рабочих неурядицах шефа.

Су-шефа Карли сыграла Винетт Робинсон, известная по сериалам “Шерлок” и “Черное зеркало”. Других действующих лиц на кухне на экране воплотили Рэй Пантаки (“28 дней спустя”), Ханна Уолтерс (сериал “Срок”), Идзука Хойл (сериал “Колесо времени”), Малачи Кирби (сериал “Доктор Кто”). Менеджера ресторана исполнила Элис Мэй Фитэм, снявшаяся в сериале “Без обид”. В основной каст также вошли Джейсон Флеминг (“Большой куш”) и Лурдес Фаберас (“Не время умирать”).

Несмотря на то, что “Точка кипения” - многолюдная история, где каждому герою дан шанс раскрыться, в какой-то мере картину можно считать портретом главного героя, увязшего в проблемах шеф-повара Энди. Стивен Грэм очень органичен в этой роли, ему живо удалось показать то, как в его персонаже уживаются ответственность за своих работников и ресторан, а также непреодолимое, зудящее желание освободиться от этой ноши.

Филип Барантини признается, что звал Грэма, с которым знаком долгие годы, еще в свою первую короткометражку. Актер отказался, пообещав, что подумает, увидев, что у режиссера получится. После того, как в свет вышла первая работа, постановщик вновь связался с Грэмом.

Барантини вспоминает: “Он спросил: “Ого, ты хочешь продолжать в том же духе?”. Я ответил: “У меня есть идея для такой вот истории на кухне, отчасти основанной на моем опыте. Я хочу взять на главную роль кое-кого талантливого, но боюсь спрашивать его снова, потому что не хочу, чтобы он меня подвел”. А он просто сказал: “Ну, я бы с удовольствием сыграл, если ты меня возьмешь, потому что это просто блестяще”.

“Точку кипения” уже называют самым реалистичным художественным фильмом о работе на кухне, но при всем этом новая работа Барантини не о еде и кулинарном бизнесе как таковом, а о людях и их драмах, которые они несут во внешний мир, не желая при том ни с кем ими делиться.

В ленте нет ни злодеев, ни героев, ни особых очевидных уроков, ни невероятных сюжетных поворотов, ни озарения, которое, как правило, преподносят на десерт в фильмах такой направленности. И это делает фильм очень личным, чрезвычайно натуралистичным настолько, что порой становится неловко от того, что ты наблюдаешь за чем-то столь непригодным для чужого взора - ведь, как и в этой истории, люди сталкиваются друг с другом, решают и действуют, не всегда осознавая прямых и косвенных связей между происходящими событиями.

“Точка кипения” - тот самый живой, резкий, максимально неотретушированный пример того, как искусство имитирует жизнь, а та, в свою очередь, вдохновляет искусство, позволяя глубже осознавать его.

Индекс фильма <18+> - фильмы для детей, достигших восемьнадцати лет



Статья опубликована в №057, от 03.06.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "На острие ножа".

Поделиться