Законный вопрос

В рубрике Новость дня - 2022-05-31

Мадина Меирманова

В грядущие выходные Казахстан пойдет голосовать. На повестке дня - изменения в Конституцию. Это будет первый референдум по конституционным поправкам с момента принятия Основного закона в 1995 году. Помимо новаций плебисцит также станет опросом народа об изъятии из Конституции многих внесенных за 25 лет изменений

WELAR

Изменения в Конституцию Казахстана, принятую в 1995 году, за годы ее существования вносили пять раз. Менялись то нормы про президента, то про суды и местное самоуправление.

Теперь изменения кардинальные. Касаются сразу многих сфер и являются, вероятно, самыми радикальными.

Предлагаемых изменений в Конституции достаточно много. Ключевых из них несколько.

Среди них замена Конституционного cовета Конституционным cудом. Идея смены совета на суд витала в юридическом сообществе уже давно. Заявляли, что cовет, даже конституционный, не может рассматриваться как высшая инстанция, а вот cуд - может.

Кстати, теперь все члены Конституционного, Верховного и иных судов, председатели и члены Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты республики, военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов не должны состоять в политических партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. Ранее такие ограничения касались только военнослужащих.

Конституцией также предлагается закрепить отказ Казахстана от смертной казни. А также допускать принудительный труд не по приговору суда, как действует сейчас, а “на основании судебного акта о признании виновным в совершении уголовного или административного правонарушения”.

Еще одна новелла, но скорее из разряда изменения не содержания, а просто красивых фраз. В новой редакции предлагают прописать, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся не “в государственной собственности”, как в действующей Конституции, а “принадлежат народу, от имени народа право собственности осуществляет государство”.

Основные новшества касаются политики.

Из Конституции исключают любые упоминания про Первого Президента и его исключительность (в том числе, разумеется, его право быть избираемым неограниченное число раз). И вносится норма об обязательной беспартийности любого президента. Еще одна норма запрещает близким родственникам главы государства занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора. (Из “технических” замен по тексту формулировка “бывшие президенты” меняется на “экс-президенты.) Президента также предлагают лишить права отменять или приостанавливать действие актов акимов регионов. Но наделить правом назначать на должности (с согласия Сената) председателей Конституционного суда, Высшего судебного совета.
Кстати, судя по поправкам в Конституцию, в стране больше не будет Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, он будет теперь называться Высшей аудиторской палатой.

Должность Госсекретаря тоже упраздняют, точнее - переименовывают. Если народ на референдуме одобрит, то в стране появится государственный советник.

Меняется и конституционное видение Парламента.
Во-первых, сокращается его состав. Мажилис теперь будет состоять не из 107, а из 98 депутатов (вернулись к численности 15-летней давности). Причем депутатов, избираемых от АНК, не будет вовсе. Они теперь будут заседать в Сенате в количестве пяти человек. Эту пятерку и еще пятерых граждан будет назначать Президент.

В Мажилис теперь можно будет попасть не только по партспискам, но и “по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам”. То есть как по партийным спискам кандидатов, так и вне их.

Согласно предложениям в Конституцию, Парламент лишают права автоматического вынесения вотума недоверия Правительству, если депутаты не утверждают отчеты Правительства и Счетного комитета (по новому - Высшей аудиторской палаты) об исполнении республиканского бюджета.

Кстати, история 2020 года с одномоментными радикальными изменениями законов без обсуждения в Парламенте тоже нашла свое отражение в поправках в Конституцию. Теперь все законы, которые инициированы Правительством “в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны”, парламентарии должны будут рассмотреть немедленно на совместном заседании палат. Правительство же может также принимать под свою ответственность временные нормативные правовые акты, имеющие силу закона, которые будут действовать, пока Парламент официально законы не примет.

В целом изменений много. Оно и понятно, “Новый Казахстан” должен базироваться на новой Конституции. Впрочем, некоторые нормы в Основном законе - это скорее откат к тому, что было ранее. Но все же основная масса поправок - это дань обновлениям, старт которых был задан три года назад, а кардинальный импульс - в прошедшем январе.

Нур-Султан


Статья опубликована в №055, от 31.05.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Законный вопрос".

Поделиться
Следуйте за нами