Свобода своими руками

В рубрике Культура - 2020-10-23

Эльвира Сыздыкова

Больше сорока лет назад известный борец с апартеидом, белый южноафриканец Тим Дженкин вместе с напарниками совершил побег из тюрьмы строгого режима. Беглецы не брали заложников и не обкрадывали надзирателей. Все, что у них было, - деревянные ключи к каждой из дверей на пути к свободе. Сейчас основанный на реальных событиях приключенческий триллер “Побег из Претории” с Дэниелом Рэдклиффом в главной роли можно посмотреть в ряде онлайн-кинотеатров

Южноафриканец Тим Дженкин, молодой, горячий сердцем активист, недавно ставший бакалавром социологии, на пару с лучшим другом Стивеном Ли присоединяется к движению против апартеида.

 В одну из вылазок Дженкин и Ли подбрасывают на центральные улицы Кейптауна сумки, начиненные килограммами агитационных брошюр и взрывчатки. В нужное время механизм срабатывает, и прохожих накрывает листопадом противозаконных призывов. Скрыться герои не успевают. Дженкин как инициатор и изготовитель взрывчаток признается террористом и получает 12 лет заключения в Центральной тюрьме строгого режима в Претории, Ли - восемь лет там же.
В Претории “белых Мандел” никто жаловать не собирается. Друзья решают во что бы ни стало бежать. Перебрав всевозможные варианты, Тим, наконец, останавливается на самом немыслимом. Дженкин решает изготовить по деревянному ключу к каждой двери на пути к свободе героев.
В главных ролях “Побега из Претории” появились Дэниел Рэдклифф, Дэниел Веббер, Иэн Харт, Марк Леонард Винтер, Нэйтан Пейдж, Ратидзо Мамбо.
Режиссерское кресло картины занял британец Фрэнсис Аннан, для которого “Побег из Претории” стал полнометражным дебютом. До него он работал над телепроектами “Холби Сити” и “Нерассказанные истории”, снимал короткометражки. Для нового фильма Аннан также написал сценарий в сотрудничестве с малоизвестными авторами Кэрол Гриффитс и Л.Х. Адамсом.
Постановщик объяснил, почему взялся за работу над “Побегом”: “Я снял этот фильм, потому что это не только увлекательная, сложная и дотошная правдивая история, легко поддающаяся визуальному повествованию, которое меня очень волнует. Но меня также заинтриговала идея о том, что главные герои выходят за пределы своих зон комфорта (этнически, экономически и географически), чтобы присоединиться к делу, которому они чувствуют себя морально обязанными”.
В 2017 году Фрэнсис Аннан и продюсер Марк Блейни отправились в исследовательскую поездку в ЮАР. Они посетили ту самую тюрьму в Претории, которая сейчас стала Женским исправительным центром. Создателям посчастливилось оказаться во внутреннем периметре учреждения и даже на том самом месте, где свершился побег.
Правда, сам фильм снимали уже в австралийской бывшей тюрьме Редрут, ныне преобразившейся в музей. Примечательно, что в этой же локации уже воссоздавали ленту о событиях в ЮАР и побеге - в 1980-м вышел знаменитый “Правонарушитель Морант”.
В производстве “Побега” команда во многом полагалась на видение самого Тима Дженкина, выпустившего автобиографический роман “Наизнанку: побег из Центральной тюрьмы Претории” в 2003-м. Съемочной группе повезло: легендарный борец за свободу лично присутствовал на площадке и консультировал авторов.
И хоть сценаристам пришлось урезать внушительное количество событий и героев, чтобы уложиться в экранное время, большинство сцен сохранило дух аутентичности, подтвержденный самим Дженкином. Более того - он одолжил деревянное зубило, сохранившееся с 1979 года. Самодельный ключ, который в финале сохраняет герой Рэдклиффа, - подлинный ключ, подаривший свободу Дженкину. К слову, сам он успел также появиться в небольшом камео в роли заключенного.
 Создатели настаивают: фильм посвящен “тысячам, отдавшим свободу и жизни в борьбе за справедливую ЮАР”. Так они выносят это в заключительные титры. Картина действительно стартует сильными сценами, являющими омерзительную вседозволенность системы, и размышлениями главного героя об апартеиде и противостоянии ему. Но на этом практически все. Мы ничего не узнаем о вкладе Дженкина в движение до случая с подрывом листовок. В заключении ему лишь пару раз приходится защищать свои принципы. В большинстве же сцен он ищет материалы, строгает ключи и совершает экстремальные вылазки, испытывая один инструмент за другим.
Нужно понимать, что “Побег из Претории” - не история Тима Дженкина, самоотверженного борца с апартеидом, но полностью ударившийся в напряженность рассказ о ловко продуманном тюремном побеге.
Картина Фрэнсиса Аннана - достойный триллер с очень неплохой актерской игрой, метко расставленными акцентами и динамикой. Лента имеет все шансы завоевать поклонников жанра, нервы которых к финалу наверняка окажутся на пределе.
Приключенческий фильм “Побег из Претории” сейчас доступен в отличном качестве в ряде онлайн-кинотеатров: Megogo, Ivi, “Кинопоиск HD”.

Индекс фильма: <16+> - фильмы для детей, достигших 16 лет

Поделиться