Распутник или протестант?

В рубрике Культура - 2022-05-24

Ольга Шишанова

На сцене столичного театра “Астана Опера” будет представлена премьера спектакля “Дон Жуан” Вольфганга Амадея Моцарта. Все роли в нем исполнят слушатели Международной оперной академии ASTANA OPERA. Дебют в величайшем творении музыкального гения станет заключительным аккордом первого года обучения начинающих певцов

В основе оперы Моцарта “Дон Жуан” лежит легенда о дерзком и отважном искусителе, который с легкостью покорял женские сердца. Понятно, что на протяжении времени к этому сюжету обращались многие великие писатели и композиторы, и при этом менялась лишь окраска главного героя - порой он был описан как преступный и грубый злодей, который в финале получал заслуженное наказание. А иногда авторы выделяли совершенно другие черты Дон Жуана - его ловкость, остроумие, привлекательность и бесстрашие.

Сам композитор называл свое произведение веселой драмой, в которой с особой изящностью переплетаются трагическое и комическое, бытовое и возвышенное. И действительно эта опера полна выразительных вокальных номеров, традиционных сцен с переодеваниями и даже содержит сцену рокового возмездия. Ну а Дон Жуан предстает перед зрителями смелым, обаятельным и необычайно энергичным героем. К слову, до того как Моцарт написал это произведение, по мнению музыковедов, на сцене еще никто не демонстрировал комических опер с таким необычайным накалом страстей.

Да и после многие деятели искусства считали это произведение величайшим творением Моцарта в истории музыки. Однако другой венский классик - Бетховен - выделял все же его “Волшебную флейту”, так как считал сюжет “Дон Жуана” слишком аморальным по тем временам.

Между тем опера, которая первоначально называлась “Наказанный распутник”, написана композитором за достаточно короткий срок. Так, заказ был получен Моцартом в мае 1787 года, и уже в октябре того же года состоялась премьера спектакля. А увертюра и вовсе написана практически накануне премьеры.

Интересно, что бытовала легенда о том, как во время написания оперы якобы композитор и либреттист встречались в Праге с самим Казановой, чтобы получить у него пару консультаций, однако этот факт нигде не подтвержден документально.

- Такие выдающиеся композиторы, как Джоаккино Россини, Шарль Гуно и Рихард Вагнер называли “Дон Жуана” одной из самых гениальных в оперном искусстве, - подтвердил дирижер и арт-менеджер театра “Астана Опера” Джузеппе Акуавива. - Тем более что для молодых певцов участие в этой постановке - огромная школа. Им есть над чем поработать и вокально, и вокально-сценически. Ведь опера “Дон Жуан” содержит большое количество довольно-таки сложных речитативов, во время которых нужно очень хорошо не только играть, но и понимать, кто с кем и как взаимодействует на сцене. Уверен, что слушатели академии приобретут бесценный опыт, не только сценический, но и соприкоснутся с творчеством гениального Моцарта, что очень важно, по моему мнению, для их успешного профессионального роста.

- Моцарт в своем коротком продуктивном творчестве охватил колоссальное количество эстетических периодов - от зрелого барокко, проходя классицизм и вступая в романтический этап эстетики. “Дон Жуан” - одна из опер, созданных им в соавторстве с гениальным поэтом Лоренцо да Понте, автором либретто. Она определена в западной литературе как драма, рассказанная веселым языком. Можно сказать, что она повествует смешно о серьезных вещах, - отметила и режиссер-постановщик Алла Симонишвили.

Действительно, Дон Жуан - герой, о котором писали свои произведения и многочисленные поэты, и писатели романтического периода. Он - легкомысленный аристократ, смысл жизни которого заключался вроде бы как в том, чтобы влюбляться как можно в большее количество женщин. Однако все было не так однозначно, как казалось на первый взгляд.

- Дело в том, что “Дон Жуан” Моцарта в моем видении - это тот человек, который протестует против фальши своего общества. Он говорит: “Вы такие же, как я, но не говорите об этом, а я не скрываю”. Это очень важно, потому что он не просто любитель женщин - это было бы слишком банально и неинтересно. Это человек, который не прогибался ни перед чем и ни перед кем, даже перед смертью. Он - социальный протест, - продолжает Симонишвили. - Но он не борец, он всего лишь человек, который не хотел быть фальшивым. Смысл его жизни на самом деле - не женщины, а противостояние устоям того общества. Дон Жуан объективно должен был быть негативным персонажем, но он привлекает к себе и по сей день, являясь центром всего происходящего на сцене.

Добавим, что опера великого Моцарта “Дон Жуан”, являясь неоспоримым образцом оперного искусства, продолжает свое победное шествие по театрам мира вот уже 235 лет, собирая все новых поклонников гениальной музыки маэстро и уникальных голосов исполнителей.

И сейчас выход на сцену в спектакле, поставленном специально для слушателей Международной оперной академии и при их непосредственном участии, - важнейшее музыкальное событие года. Ребята долго и тщательно готовились, оттачивая свое мастерство с педагогами, и потому с нетерпением и волнением ждут встречи со своими зрителями.

Нур-Султан



Статья опубликована в №052, от 24.05.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Распутник или протестант?".

Поделиться