БЕЗЖАЛОСТНОЕ НЕБО

В рубрике Анонсированные материалы - 2020-10-23

Ольга Шишанова

Авиационная отрасль Казахстана находится в глубоком кризисе - показатель объемов перевозки пассажиров упал на 90 процентов

Об этом стало известно в ходе очередного заседания подкомитета по гражданской авиации президиума НПП “Атамекен”. По словам председателя подкомитета по гражданской авиации, исполнительного директора АО “Международный аэропорт “Нур-Султан” Даулета Хамзина, прошедшие девять месяцев абсолютно не оправдали ожиданий по восстановлению авиационной отрасли. Международные рейсы в Казахстане возобновили всего на 10 процентов, внутренние - на 85 процентов, и рынок по-прежнему находится в регрессии перед началом зимнего сезона, а также новых возможных ограничений.
Между тем международные ассоциации воздушного транспорта предупредили о негативных прогнозах развития авиационной отрасли и призвали правительства стран по всему миру продолжить послабление ограничительных мер на авиаперевозки и поддержать возобновление авиарейсов между странами. В противном случае отрасль ожидает абсолютный крах.
Так, и без того во втором и третьем кварталах доходы аэропортов Казахстана снизились на 70 процентов по сравнению с докризисным уровнем. А все возможные меры по снижению расходов - сокращение фонда оплаты труда, исключение капитальных затрат, консервация неиспользуемых объектов - все равно оказались недостаточными для компенсации потерь от прошедшей пандемии. Но хуже всего то, что в некоторых аэропортах республики отмечены случаи не только задержки по выплате заработной платы, но и сокращения персонала, что очень негативно сказывается на безопасности полетов и главное - авиационной безопасности в целом. Если эти сотрудники, профессия которых требует специальных навыков, уйдут из отрасли, авиация Казахстана, впрочем, как и во многих других странах, попросту встанет перед фактом ее полного закрытия.
 Точно так же, как и во всем мире, - несмотря на то, что авиакомпании не выполняют рейсы, - они все равно продолжают нести расходы. Например, только по итогам второго полугодия 2020 года такие расходы могут составить 77 миллиардов долларов, или 13 миллиардов долларов в месяц. И даже если отрасль постепенно начнет восстановление, то и в этом случае потери мировой авиационной индустрии в следующем, 2021 году могут составить от пяти до 10 миллиардов долларов в месяц. Тогда как полное восстановление отрасли планируется не ранее 2024 года.
Но отечественные эксперты сомневаются даже в этом сроке, поскольку те же меры государственной поддержки авиационной отрасли направлены в основном на малый и средний бизнес, а большинство авиакомпаний и аэропортов относятся к крупному бизнесу, и потому для них помощь государства остается недоступной.
А значит, считает управляющий директор аэропорта Алматы Абдул Кусаев, помимо мер господдержки необходимо дать возможность бизнесу зарабатывать и главное - восстанавливать авиарейсы.
Для этого, по мнению как казахстанских участников рынка, так и международных экспертов, необходимо ввести широкомасштабное тестирование пассажиров непосредственно перед вылетом. Его критерии - скорость, точность и доступность для всех пассажиров и простота применения. Отличие в использовании антигеновых, а не ПЦР-тестов, точность которых составляет все-таки 94, а не 100 процентов, в том, что их результаты могут быть готовы в течение часа. “И введение такого тестирования - пусть временная мера, но она позволит продемонстрировать государствам, что границы можно открывать, и значительно увеличит поток пассажиров на авиарейсы”, - утверждает заместитель регионального менеджера ИATA по Центральной Азии Руслан Сарин. Тем более на фоне недоступности более расширенной государственной поддержки для отечественной авиационной отрасли в отличие от, например, таких государств, как Россия, США, Китай и страны Евросоюза, где эта господдержка все-таки присутствует.

Нур-Султан

Поделиться