Алла Иванилова
Показатели материнской смертности за 2020-2021 годы выросли почти в три раза. Казахстан откатился на уровень беднейших стран мира, которые ВОЗ обозначает как “места с нестабильными условиями и гуманитарными проблемами”
Вновь актуальной проблемой стала материнская смертность. Именно этому показателю международное сообщество уделяет большое внимание, по нему судят не столько об уровне медицинского обслуживания в стране, сколько о социальном благополучии населения.
За последние два года, пока в Казахстане активно боролись с коронавирусной инфекцией, материнская смертность выросла почти в три раза. Показатели составили 36,5 на 100 000 родившихся в 2020 году, 44,7 - в 2021 году при планируемом показателе 17,1. И это среднереспубликанские данные. По регионам цифры еще более пугающие: 63 - в Павлодарской области, 71 - в Восточно-Казахстанской и 110 - в Атырауской. Таким образом, почти каждый тысячный младенец в этих регионах остается без матери!
В Министерстве здравоохранения это связывают с пандемией. Мол, не только в Казахстане, но и во всем мире материнская смертность выросла в три-четыре раза. Как объяснили в ведомстве, беременные женщины умирали от коронавируса в связи с тем, что у них заболевание протекало агрессивно. “Физиологическое состояние беременной женщины и сниженный иммунитет способствовали тому, что инфекция прогрессировала и приводила к летальному исходу. Все анализы, которые были проведены Всемирной организацией здравоохранения, показывают, что в мире, в том числе и в Казахстане, этот показатель в прошлом году вырос”, - отметила недавно министр Ажар Гиният.
Но депутаты, которые не раз озвучивали запросы на эту тему, считают иначе. Они ссылаются на международных экспертов, которые утверждают, что высокий рост смертности от COVID-19 среди беременных женщин наблюдался только в тех странах, где на момент пандемии были системные проблемы в организации акушерско-гинекологической помощи.
Однако после того, как ситуация с COVID-19 стабилизировалась, рост продолжает наблюдаться. За первый квартал этого года наблюдалась материнская смертность в Атырауской, Павлодарской, Кызылординской областях.
Этой проблемой в Казахстане занимаются давно. С 2009 года создан Республиканский штаб по принятию неотложных мер для снижения материнской и младенческой смертности, что позволило значительно выправить ситуацию. Положительная динамика сохранялась вплоть до 2014 года, потом показатели были на одном уровне, но главное - не снижались. Ситуация стала усугубляться с 2017 года. С тех пор с каждым годом все больше умирает рожениц. В 2020 году это 156 матерей.
Врачи винят в первую очередь не только коронавирусную инфекцию, но и самих женщин. Мол, они не уделяют внимания своему здоровью, рожают, когда на то есть противопоказания, поздно встают на учет и не обращаются за медицинской помощью.
Но большинство случаев материнской смерти, как считают депутаты, можно было предотвратить. В 2014 году ведение беременных и подготовку женщин к материнству отдали в общую сеть первичной медико-санитарной помощи. Утрачен институт женских консультаций, что ударило по доступности и качеству амбулаторной акушерско-гинекологической помощи. Подтверждением является тот факт, что среди умерших женщин были поздно взятые на учет, имеющие абсолютные противопоказания к беременности либо вообще не состоящие на учете. Есть и другие причины, которые не зависят от рожениц. Это в первую очередь оснащенность отделений родовспоможения. Наблюдается снижение доступности стационарной помощи беременным женщинам. В ряде регионов с 2015 года на 30 процентов сократился коечный фонд специализированных организаций и отделений. По данным Министерства здравоохранения и информационных систем, износ оборудования в этих отделениях составляет от 50 до 85 процентов, а в отдельных случаях - и вовсе 100 процентов. Об этом недавно заявил мажилисмен Галымжан Елеуов, оглашая депутатский запрос в адрес Министра здравоохранения РК на пленарном заседании палаты. Таким образом, материально-техническое обеспечение целой службы формируется по остаточному принципу. Кроме того, в некоторых регионах наблюдается дефицит врачей акушеров-гинекологов и анестезиологов-реаниматологов.
Однако глава Минздрава объяснила, что смертность при родах не связывают с наличием новой или дорогостоящей техникой. “Ежегодно через целевые трансферты в каждый регион направляют определенные суммы денег. В этом году запланированы 50 миллиардов тенге на закуп медицинского оборудования, из них в приоритете оборудование для родовспомогательных и детских организаций. Оснащенность составляет 80-90 процентов. ИВЛ-аппараты, УЗИ-аппараты, которые работают 24 часа в сутки, требуют ежегодного обновления”, - отметила Ажар Гиният.
Президент Касым-Жомарт Токаев еще в прошлом году, выступая на расширенном заседании Правительства, отметил, что среди основных причин высокого уровня материнской смертности из года в год указывают слабую оснащенность родильных домов. В неудовлетворительном состоянии находится оснащенность реанимационных отделений, отсутствуют оборудование и расходные материалы для лечения тяжелых пациентов. Он поручил Правительству совместно с акимами регионов и с привлечением профессионального сообщества провести инвентаризацию всех организаций здравоохранения. Как продвигается эта работа, неизвестно. Минздрав широкую общественность не информирует. При этом депутаты Мажилиса Парламента просят Министерство здравоохранения проанализировать каждый случай материнской смерти, в том числе с позиции клинического вклада COVID-19, провести всесторонний анализ складывающейся ситуации, опубликовать его результаты и открыто их обсудить.
Нур-Султан
Статья опубликована в №048, от 13.05.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "О времени и бремени".