Мир в наших руках

В рубрике Культура - 2022-04-29

Эльвира Сыздыкова

В прокате идет аниме «Красавица и дракон» режиссера Мамору Хосоды. Пережившая трагедию, старшеклассница Сузу сбегает от реальности в виртуальный анонимный мир U, который наделяет ее идеальной внешностью и дарит возможность наконец вернуться к подлинной страсти – пению. Под ником «Белл» героиня становится суперзвездой онлайн-платформы, ее песни объединяют весь мир. Однажды на пути девушки возникает Дракон, мрачное, полное злобы чудовище, нарушающее идиллию U. Разглядев в звере такую же израненную душу, героиня решает найти его в реальном мире и помочь

Японское аниме «Красавица и дракон» вышло в производстве студии Chizu, отметившей в прошлом году свое десятилетие. Режиссером и сценаристом анимационной ленты выступил Мамору Хосода, автор картин «Девочка, покорившая время», «Волчьи дети Амэ и Юки», «Ученик чудовища». По его словам, он 30 лет мечтал снять фильм, переосмысляющий знаменитую французскую сказку «Красавица и Чудовище».

В своей новой работе Хосода вновь обращается к переживаниям подростков, на этот раз обеспокоенный тем, что взросление готовит его дочери. Он рассказывает: «Я хочу побудить детей радоваться будущему, ведь им предстоит нести это будущее на своих плечах в нашем переменчивом мире».

Мировая премьера «Красавицы и дракона» прошла в июле 2021-го на Каннском кинофестивале, где картине аплодировали 14 минут.

Наверное, в каком-то очень поверхностном смысле «Красавицу и дракона» можно считать переосмыслением классической сказки «Красавица и Чудовище». Два мира, зверь, укрывающийся от боли в своем замке, бесстрашная девушка, спасающая его. Эти элементы действительно схожи, но все-таки произведение – лишь одна из многих идей в конструкции фильма.

Новая работа Хосоды – не романтическая притча о двух затерявшихся в хаосе сердцах. Это многомерная, серьезная, психологически глубокая и очень искренняя история о взрослении, поиске своего голоса и исцелении.

Мультфильм состоит из феноменального количества слоев, не перебивающих друг друга, но порой зависающих в недосказанности. Только вот ближе к финалу картины, когда история повернется своей самой темной, самой непривлекательной стороной, зрителю, скорей всего, будет уже все равно, насколько гармонично проведены эти сюжетные линии. Можно долго спорить о том, не сжульничали ли авторы, прописав в истории Сузу такой океан поводов всплакнуть. Но даже с его скомканной, не слишком решительной концовкой фильм вполне заслуженно можно считать одним из лучших аниме последних лет.

Пожалуй, самой явной, лежащей ближе всего к поверхности темой ленты является выбор между жизнью виртуальной и той, что разворачивается в действительности. Подрастающее поколение любят обвинять в побеге от реальности в пластмассовый мир аватаров, лайков и симуляций. Хосода же не так категоричен. Сузу действительно прячется в виртуальном пространстве U, где ей удается ненадолго забывать о трагедии, однажды затормозившей ее жизнь, неспособности вновь петь и популярности, которой ей не видать в стенах школы. Вот только девочкой движут искренние помыслы, а после встречи с Драконом – еще и решимость помочь тому, кто в той же степени несчастен.

Обращаясь к зрителям всех возрастов, свежая анимационная работа студии Chizu учит не отказываться от мечты, для которой совсем не нужно обладать сверхчеловеческими данными и безусловным талантом. Достаточно лишь неподдельного желания.

В самом же сердце «Красавицы и дракона» непростой, извечный вопрос о поиске счастья в мире, переполненном страхом и болью. Ни один путь не похож на другой, но печаль роднит всех. Она принимает тьму обличий, и, однажды отравившись ею, мы склонны закрываться от мира, отрицать добро, свет и надежду. Сузу, с ранних лет вынужденная нести ничем не облегчаемый груз скорби, после встречи с Драконом, таким же одиночкой, находит в себе решимость жить по-настоящему. Помогая ему, она обретает смысл в собственной боли. Создатели аниме уверены: истинное счастье, вопреки эфемерности и субъективности концепта, кроется в том, чтобы помогать окружающим и – пусть и по крупице – делать наш общий мир лучше.

Какая бы грань фильма «Красавица и дракон» с его нежной, детализированной рисовкой, иммерсивной стилизацией, живыми персонажами и чарующей музыкой ни оказалась близка вам, редкий зритель уйдет с просмотра нетронутым этой сокровенной работой.

Индекс фильма: <12+> - для детей, достигших двенадцати лет



Статья опубликована в №045, от 29.04.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Мир в наших руках".

Поделиться