Доходное место

В рубрике Новость дня - 2022-04-29

Даулет Алтаев

В Алматы в коммунальную собственность вернули платные парковки. Это решение совпало с рядом громких арестов лиц, которых связывают в том числе с владением парковочным бизнесом в городе.
По столице пока решение не принято - в деле все еще присутствуют частные организации. Впрочем, независимые эксперты говорят, что это может быть временным

“Деньги любят тишину”. Многое изменилось и продолжает меняться в Казахстане, а чаще - в Алматы после трагических событий января. И вот наконец свершилось то, о чем общественность города просила неоднократно - объяснить, почему горожане должны платить за общую городскую землю неким ТОО, которые, кроме создания инфраструктуры по сбору денег для себя же, ничего не сделали. Вот и получается, что, оказывается, не должны - акимат города вполне может сам работать над проектом сбора средств с парковок. И уже начал это делать с 25 апреля.

Наше издание неоднократно предлагало создать некую государственную организацию, которая сможет курировать вопрос по сбору и распределению средств за определенную фиксированную заработную плату, а не всего лишь за налоги и отчисления, как это происходило с ТОО до недавнего момента. Собственно, к этому сегодня мы и пришли - акимат города Алматы объявил о создании единого оператора, который будет курировать все парковочные зоны. И появится такая структура до 1 августа 2022 года.

WELAR

Но что будет с ТОО, которые официально передают свою долю городу, читай государству? Ведь не до конца понятно, почему именно они это делают. И связан ли как-то с этим арест руководителей проекта парковок. Можем ли предположить, что все же были нарушения, причинен ущерб? Но тогда в каком размере и как быть с его возмещением? Пока на эти вопросы ответов нет. Надеемся, что будут в ближайшее время, когда пройдет следствие. Но о том, что с парковками явно что-то нечисто, говорит следующее официальное заявление: “Территориальным департаментом Агентства по финансовому мониторингу по Алматы начато досудебное расследование в отношении ответственных лиц проекта “Парковки Алматы” (A-Parking), которые подозреваются в хищении бюджетных средств в особо крупном размере”.

А вот сообщение от представителей акимата города: “В акимат Алматы поступило предложение от владельцев этих компаний о возврате в собственность города 70-процентой доли “Алматы спецтехпаркинг сервис” и 100-процентной доли AlanParking. Это сделано в целях демонополизации и возмещения потенциального ущерба. Поэтому акиматом Алматы принято постановление о возврате долей в вышеперечисленных компаниях”. О каком ущербе идет речь? То есть все же, получается, были нарушения, причинен ущерб, раз его пытаются избежать в будущем, вернув все государству? Можно ли сказать, что проект “Парковки Алматы” все это время работал против общественности?

Возвращение парковок в коммунальную собственность - это лишь первый шаг наведения порядка в этой сфере. Напомним, что основные претензии у общественности к бизнесу на общей муниципальной земле были именно по части распределения средств. То есть всю эту историю с обложением горожан данью объясняли тем, что деньги пойдут на решение инфраструктурных вопросов. Однако как, сколько и что конкретно было сделано на деньги от парковок (тех, которые выплатили в бюджет ТОО), не сообщали. Что, естественно, вызывает некое недоверие ко всей этой истории. И все чаще горожане сравнивали происходящее с неким парком, который построен на деньги налогоплательщиков, но вход в него платный. Кстати, нельзя сказать, что заведующие парковками в городе не отчитывались. Было. Однако все время жаловались на убыточность бизнеса. При этом называли возможность выхода из пике - разрешить захватить больше территорий, отдать под платные парковки больше земли.

Желание частной структуры вырасти и прибрать к рукам весь город объяснимо. Поэтому мы можем предложить, что в случае муниципализации парковок логично пересмотреть карту зон, где будет действовать платный режим. То есть решать вопрос именно как в крупных городах цивилизованных стран - в историческом центре города, статус и границы которого закреплены законодательно, парковка платная и пусть даже дорогая. Ну а периферия, где скопление автомобилей ни на что не влияет, - даром. Еще и полиции поручить контролировать свободные зоны, чтобы не было сбора черного нала. Это, кстати, решит еще один важный вопрос - разгрузит алматинские дворы. Неоднократно горожане жаловались на то, что после того как стоянку на ближайшей к их дому улице сделают платной, так сразу же двор заполняется чужими автомобилями. А в них происходит что угодно - в них спят, употребляют запрещенные вещества, в общем - бесчинствуют. И алматинцы рады бы закрыть территорию родного двора от всякого сброда, да вот только закон не на их стороне. Мол, огораживать дворы - ни-ни!

Вернемся к основной теме. Что должно измениться с приходом единого оператора? Как мы уже сказали, необходимо пересмотреть карту парковочных зон и определить законодательно те зоны, где это действительно необходимо для общего блага. В историческом центре, например. Далее, на наш взгляд, необходимо решить вопрос с распределением средств. Полезнее для всех было бы реализовать похожую схему - все абсолютно средства поступают в бюджет города, как это происходит сейчас, а оттуда уже распределяются с полным отчетом перед горожанами. Предположим, их выделяют на конкретный инфраструктурный проект. Это еще и полезно, потому что каждый заплативший копеечку увидит свою лепту в помощи городу. Также это позволит определить конкретно суммы - сколько было собрано и куда направлено. Ведь пока формулировка “решение инфраструктурных вопросов” выглядит расплывчато - это нескончаемая статья расходов без определенных целей. А последствия такого бесцельного разбазаривания денег предположить нетрудно. Все же надо придумать, как вернуть эти деньги горожанам в полезном для всех виде. То есть достичь изначально обозначенной цели введения платных парковок.

И напоследок. В столице ситуация с платными парковками тоже далека от идеала. Эксперты рассказывают об известной схеме, где платными парковками рулит ГЧП. И в столице уже начинают говорить о появлении монополиста в этой сфере. Хотя на момент подготовки материала все продолжает работать по-прежнему. При этом в Алматы, возвращая в коммунальную собственность парковки, вроде как официально борются с демонополизацией. И чтобы было четко понятно, что демонополизация алматинских парковок - это не предлог, независимые эксперты склонны предполагать, что в столице в самое ближайшее время тоже появится схема по типу алматинской. Так, чтобы продемонстрировать последовательность решений и чтобы более не связывать происходящее с событиями января.


Статья опубликована в №045, от 29.04.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Доходное место".

Поделиться